Симон Ушаков и портретный жанр в иконописи 17 столетия
На прошлом занятии мы поговорили о творчестве Никола Пуссена – французского художника Нового времени. Сегодня мы познакомимся с отечественным искусством 17 века и его представителем – московским иконописцем Симоном Ушаковым. Но в начале, как всегда, обратимся к особенностям того периода.
17 век в русской истории – это особая эпоха, насыщенная политическими, социальными и культурными событиями. Это время расцвета государства после Смуты и польского разорения, время появления первых мануфактур, активных отношений с западным миром, бурных социальных восстаний, реформ, церковного раскола. Часто культуру XVII века в России называют «переходной». В ее развитии значительную роль сыграли западные влияния, которые смешались с народными представлениями и художественными вкусами.
Это было время, когда создавалось новое искусство, которое переосмысливало вековые художественные традиции Древней Руси. Тогда же и русская мысль делала первые попытки осознать различные области накопленных знаний и опыта. То есть, по сути, в России происходили те же процессы трансформации и переосмысления прошлого, что и в Западной Европе Нового времени.
И если во Франции мы говорили о Никола Пуссене как об основном представителе совершенно новой культуры классицизма, то в России искусство того времени связано с именем Симона Ушакова.
Симон Ушаков родился в Москве в 1626 году, происхождение его неизвестно. Как и не известно то, как он выглядел. Из его биографии мы знаем лишь то, что ему было около 22 лет, когда он был принят в мастера Серебряной палаты. Палатами называли мастерские, в которых работали художники, выполняя заказы – Ушаков в то время расписывал церковную и дворцовую утварь, знамена, чертил карты и планы. Также он писал иконы для двора и частных лиц, став вскоре известным в Москве иконописцем.
Успехи мастера были замечены, и в возрасте 38 лет Ушаков был переведен в Оружейную палату, которая в середине XVII века являлась основным художественным центром. В Оружейной палате Симон стал руководителем Иконного цеха. На этой должности он поновлял и расписывал дворцовые палаты и церкви, писал иконы и миниатюры. А также писал портреты (так называемые парсуны, еще имевшие много иконописных черт) царя, патриарха и бояр. В тот период творчество мастеров, которые работали в палате, имело ярко выраженный придворный характер. А его целью было прославление самодержавия и царской генеалогии.
Помимо выполнения работ, в мастерской можно было обучаться и совершенствовать свои навыки. И Симон Ушаков стал главным мастером. Он был талантливым педагогом и умелым организатором.
Теперь, перед тем как мы с вами перейдем к особенностям «Метода Ушакова», давайте выделим главный тезис этого блока. Искусство 17 столетия отражает переходное состояние, когда происходит совмещение старого и нового. Симон Ушаков в этот период внес в устоявшиеся канонические композиции собственные нововведения, а именно – черты реализма. О том, как именно он это делал, мы поговорим далее.
«Метод Ушакова» – «живая» иконопись
В этом блоке давайте разберем «Метод Ушакова». Мы выделили 3 основных особенности, которые наилучшим образом характеризуют как подход конкретно этого иконописца, так и основные тенденции в отечественном искусстве 17 столетия.
1. «Фряжский стиль»
И первой особенностью является использование «фряжского стиля». Название происходит от др.-рус. «фрязи», «фряги» (переводится как «живоподобие»), и в этом стиле совмещаются как иконописные, так и живописные традиции. Считается, что примеры «фряжского письма» появляются в России именно под влиянием западноевропейского искусства. «Фряжское письмо» выражается через использование реалистичного живописного объема, вместо традиционных иконных плоскости и условности. Ярким примером является икона «Спас Нерукотворный», написанная Симоном Ушаковым для Троице-Сергиевой Лавры в 1658 году. Здесь мы видим больше живописных акцентов в прописях драпировки на полотне, чем обычно изображается на иконах, тогда как лик Спасителя прописан ближе к иконописным техникам. По сути, именно «фряжский стиль» заложил основу для создания в дальнейшем нового искусства в России, отображающего образы реальных людей и окружающих их природной и предметной среды. В творчестве Ушакова «фряжский стиль» в основном воплощался в работах портретного жанра. И это является второй особенностью его творческого метода.
2. Портретные изображения светских лиц и христианских персонажей.
Мы в первом блоке уже говорили о том, что при работе в Серебряной и Оружейной палатах мастеру часто приходилось писать как лики святых, так и парсуны с изображениями царя, патриарха и бояр. В иконах художник впервые добивается реалистичного изображения человека: за счет телесного цвета лица, изображения света и теней, объемности и использования классических правильных черт лица. Примером является тот же «Спас Нерукотворный». В парсунах Ушаков показывает светских персон, используя ту же иконописную манеру с элементами реализма, то есть, по сути, приравнивая в своем творчестве реальных людей к героям икон. Посмотрите на это изображение князя М. В. Скопина-Шуйского. По первому впечатлению мы понимаем, что это парсуна только по тому, что отсутствуют элементы иконографии святых. А так манера все та же – иконописно-реалистичная.
И последней, третьей, особенностью творческого «Метода Ушакова» является то, что большое количество росписей проводилось не им единолично, а совместно с другими мастерами.
3. Совместная работа.
Групповые работы распространились именно в палатах. Чтобы выполнить роспись быстрее, иконописцы разделились: появились мастера, которые пишут лики – «личники», остальную фигуру писали «доличники», были также «уставщики» (специалисты по письму надписей) и «знаменщики» (писали контур рисунка). То есть иконы стали создаваться бригадным методом, где каждый специалист отвечал за свой участок работы. Догадаетесь, какую роль брал на себя Симон Ушаков? Конечно же, чаще он выполнял задачу «личника» в таких групповых росписях. Примером работы является икона «Древо государей Российских». Она же служит одновременно и примером придворной работы, прославляющей самодержавие, о чем мы говорили ранее.
Далее предлагаю познакомиться с трактатом «Слово к люботщательному иконного писания», в котором мастер излагает свои взгляды на задачи искусства, и, в частности, на необходимость изображать реальную жизнь.
«Слово к люботщательному иконного писания»: для чего нужно иконописание?
В этом блоке мы обратились к выдержкам из сочинения художника «Слово к люботщательному иконного писания» (ссылку на текст мы оставили в подборке), прочли их и выделили избранные цитаты. Вы можете с ними познакомиться, если откроете конспект лекции. А пока давайте пройдем по нашему плану анализа текста.
«Слово к люботщательному иконного писания» написано не позднее 1667 г. и было задумано как практическое пособие для живописцев, которое сам автор назвал «алфавитом художества». Оно должно было состоять из изображений человеческого тела в различных положениях, которые предполагалось издать отпечатанными на медных гравированных досках. Такие образцы могли бы, по мысли автора, оказать художникам большую пользу. Вспомните вторую лекцию, где мы как раз видели, как Дюрер смог воплотить этот замысел. Мы не знаем, выполнил ли Ушаков подобный альбом. Сохранились только выдержки мастера на тему творчества, роли художника, а также его система иконописания, которая и составила основу «Слова».
1. Настроение текста и немного об образе автора
При разговоре о настроении текста необходимо понимать, что сам автор «Слова» глубоко религиозен, и иначе, конечно, не могло быть, поскольку он в первую очередь иконописец. Но он при этом еще и человек XVII века, в котором было очень много общественных, политических событий. Поэтому и язык, и манера письма соответствующая. «Слово» напоминает богословский текст, но автор здесь мыслит не только как последователь вероучения, но и как общественный деятель – художник. То есть, если вспомнить то самое «фряжское письмо» из нашего 2 блока, объединившее иконопись и художественный реализм, становится понятно, на какой почве оно возникло. Данный текст даже по своей манере олицетворяет собой этот творческий метод.
2. Тема текста
Основные положения этого сочинения очень вневременные. «Слово» представляет высказывания Ушакова о том, кто такие художники, из чего состоит система иконописания, и для чего нужны произведения искусства. Мы уже с вами изучили несколько трактатов об искусстве и понимаем, что такие положения имели широкое распространение и ранее. Например, давайте обратимся к цитате, которую мы обозначили как «Об иконотворении и образах», в которой автор указывает среди целей изображения красоту, подражание, достижение знаний, поучение и так далее. Такие взгляды мы уже встречали ранее, и нередко художники используют схожую аргументацию. Они встретятся и в сочинениях XVIII века и отчасти останутся в обиходе позже, когда наука даст уже более глубокое истолкование искусства.
3. Смысл заглавия
Здесь мы можем разобрать название пословно. Помните выражение «В начале было Слово»? Это первая строка Евангелия от Иоанна. «Слово», и в этой строке, и в названии нашего трактата, употребляется в значении «мысль» или «знание». Далее. «Люботщательное» – значит хорошо, тщательно сделанное. «Иконного писания» – это в прямом значении иконопись. То есть смысл заглавия такой: текст представляет собой знание о том, как хорошо и правильно заниматься иконописью. Название полностью отображает смысл текста.
4. План текста и краткое изложение. Соотношение начала и конца
В этом блоке давайте, наконец, перечислим основные тезисы и кратко проиллюстрируем их цитатами.
Текст начинается с размышления о том, как же художник получил свой дар. Тут тезис, подобный тому, который выдвигал Дюрер: «Премудрый художник всех умных тварей и вещей, сотворивший человека по образу и подобию своему (то есть Бог), дал ему душевную способность начертать образы всех этих тварей, что называется фантазией, и отдельным лицам от природы дал дарование с различным совершенством создавать эти образы и посредством различных художеств делать замысленное легко видимым». Здесь, как и ранее Дюрер, Симон Ушаков отмечает, что у художников есть дар, данный Богом, и есть разные степени его освоения.
Далее художник обращается к античной философии и рассуждает о свободных художествах. Он объясняет, что все свободные художества (а их всего семь, по его мнению) представляют собой иконотворение. Причем стоит отметить, что иконотворение художник понимает в широком смысле – как процесс создания образов. Полную цитату с перечислением всех видов можно прочесть в конспекте, но мы ее еще подробно обсудим в следующем блоке.
Далее автор перечисляет основные задачи иконотворения. А именно: создание красоты, обучение, вдохновение и так далее.
И в заключении Ушаков снова обращается к цели художника – хорошо и тщательно зафиксировать образ, который он увидел в реальности. А чтобы помочь художнику правильно это делать, Ушаков и планировал создать зарисовки, которые служили бы его ученикам «азбукой».
5. И еще про образ автора
Ранее мы уже встречались с художником-философом, художником-практиком и художником-мыслителем. И, наверное, впервые мы встречаем художника, основа творчества которого настолько пропитана православной культурой. Есть такая цитата в подтверждение: «Имея от Господа Бога талант иконописательства, врученный моему ничтожеству, не хотел я его скрыть в землю, чтобы не принять за то осуждение, но попытался, в своем старании перед Богом, выполнить искусным иконописательством ту азбуку искусства, которая заключает в себе все члены человеческого тела…. я надеюсь, что все с благодарностью воспользуются этим залогом моей любви, когда увидят, как может много это помочь им в том, чтобы хорошо писать честные иконы...» Мне кажется, эта цитата показывает, насколько честный иконописец перед нами, и позволяет понять, как он в своих работах так точно передает духовную чистоту. Давайте как раз и познакомимся с его иконой «Спас Нерукотворный» поближе.
«Спас Нерукотворный»: живоподобие в иконе
В этом блоке мы рассмотрим, как икона «Спас Нерукотворный» визуализирует задачи иконописного произведения, указанные в сочинении Симона Ушакова.
Что изображено?
Спас Нерукотворный – это особый тип изображения Христа, представляющий Его лик на «убрусе» (шерстяном плате (полотне)) или на «чрепии» (глиняной доске или черепице). Есть интересная история о том, как появился этот канон изображения. Один художник по приказу царя Авгарема V должен был сделать изображение Христа, но не смог. Тогда Христос умыл лицо, отёр его платом, на котором остался отпечаток, и вручил его художнику. Так и появился Нерукотворный канон.
Забавный факт. Если помните, в фильме «Форрест Гамп» есть момент, когда главный герой несколько лет бежал. И там есть эпизод, когда к нему подбегает продавец футболок, который не может придумать дизайн для желтой футболки. Тогда Форрест просто вытирает свое мокрое грязное лицо этой футболкой, и продавец обращает внимание, что на ней появился отпечаток в виде смайла. Это можно рассматривать как отсылку к истории возникновения канона Спас Нерукотворный. Но, возможно, это просто совпадение.
Вернемся к нашей истории. Мы с вами говорим об иконе, написанной Симоном Ушаковым специально для церкви Троице-Сергиевой Лавры в 1658 году. Авторство Ушакова можно определить по надписи внизу изображения.
Цветовое решение
Все цветовое решение направлено на создание объема. Начиная с использования художественных материалов особым способом: посредством нанесения многослойной «плави» (жидкий слой краски). Это означает, что художник наносил большое количество жидкого материала, за счет чего поверхность приобретала рельефный, объемный вид.
Также объем моделируется за счет сочетания цвета и тени посредством чередования темных и светлых тонов. Переходы тонов тщательно притушевывались, чтобы избежать четких, грубых границ. В результате такого тонирования, мы видим, что лик освещен, он выглядит реалистичным.
Результатом всех этих нововведений является то, что данное изображение передает сложные эмоциональные интонации. Чтобы убедиться в этом, давайте сравним эту икону с другим вариантом Спаса Нерукотворного, написанного в 12 веке в Новгороде.
Идея произведения
В таком сравнении отчетливо видно, как поменялась техника писания. Новгородская икона представляет более ясный и строгий лик Христа, который взаимодействует с верующим через назидание. На иконе Ушакова мы видим другую схему действия – Иисус Христос в состоянии спокойствия, даже с благожелательностью и легкой грустью, обращен к душам верующих с любовью и добротой. На этом сравнении мы видим, как различные иконы показывают свои способы взаимодействия с молящимся.
Икона как образ в понимании Ушакова имеет еще большее значение. Вот что он пишет об этом в «Слове к люботщательному иконного писания»: «…Ведь образы живут в памяти, напоминают о прожитом, являются свидетельством прошедших времен, говорят о добродетели, свидетельствуют о могуществе, оживляют мертвых, делают бессмертной славу, возбуждают в настоящее время живущих к подражанию, напоминают о прошедших делах. Образы показывают нам то, что находится вдали, и одновременно представляют нам то, что находится в разных местах…»
А что думаете об этом вы? Делитесь своими мыслями в нашем чате в Телеграм. Ждем ваши вопросы и реакции. Спасибо за внимание! До новых встреч.
Избранные цитаты
Об иконотворении: «Иконотворение, которое имеет большую похвалу во всех веках, странах и сословиях, так как везде было в большом употреблении вследствие своей великой пользы; ведь образы живут в памяти, напоминают о прожитом, являются свидетельством прошедших времен, говорят о добродетели, свидетельствуют о могуществе, оживляют мертвых, делают бессмертной славу, возбуждают в настоящее время живущих к подражанию, напоминают о прошедших делах».
«Иконотворение само разделяется на шесть видов: искусство статуарное – из камня, дерева, кости и других материалов вытачивание; лепное дело – из глины, извести, воска, муки и т.п.; литье – из золота, серебра, меди и прочих, огнем растопляемых, материалов; ваяние – на бисере [1] и благородных камнях; резьба – на медных досках, в частности – для оттиска на листах; наконец, живопись красками, которая потому прочие виды превосходит, что деликатнее и живее изображает представляемый предмет, яснее передавая все его качества, почему и употребительнее в церкви.»
О художнике: «Премудрый художник всех умных тварей и вещей, сотворивший человека по образу и подобию своему, дал ему душевную способность начертать образы всех этих тварей, что называется фантазией, и отдельным лицам от природы дал дарование с различным совершенством создавать эти образы и посредством различных художеств делать замысленное легко видимым». «…Не только сам Господь Бог является художником иконописания, но и все существующее, благодаря чувству зрения, может получить эту силу вследствие тайной и удивительной хитрости; всякая вещь, представляя перед зеркалом, в нем свой образ напишет по дивной божьей премудрости.»
Иконопочитание: «Следовательно, сам бог есть образотворец, и если в заповедях своих он запрещает создание „образов", т. е. изображений, то рассуждающий разумно поймет, что запрещение говорит о создании идолов-образов, почитаемых за бога, не обычных изображений, „красоту приносящих, духовную пользу деющих и божественна на смотрение являющих. Христианские изображения почитаются не в качестве богов, и не вещь чтится в них, но «первообраз».
О зрителе: «Почитающие иконы, лобызая и поклоняясь им, возводят свой ум первообразам. Поэтом человек и стремится искуснее научиться их изображению. Художник старается „мученически страдание живо изображати", чтоб зритель проникся сочувствием к ним и стал как бы соучастником изображаемого.»
[1] Рельефная резьба на стекле
Ссылки на дополнительные материалы
Чат курса в Telegram:
https://t.me/howtoreadart

Используемые источники:

Жуковский В.И. Древнерусское искусство: учебное пособие / В.И. Жуковский; Краснояр. гос. ун-т. – Красноярск, 2007.
Мастера искусства об искусстве : Избранные отрывки из писем, дневников, речей и трактатов : В 4-х томах : Том IV. — Москва ; Ленинград, 1937
Книги из библиотеки музея:
Бекенева Н.Г. Симон Ушаков. - Ленинград. Художник РСФСР. 1984.
Книги о Симоне Ушакове для дополнительного чтения:
1. Муравьева Татьяна «Московский изограф»
2. Жукова Людмила «Симон Ушаков»