В этом блоке мы обратились к выдержкам из сочинения художника «Слово к люботщательному иконного писания» (ссылку на текст мы оставили в подборке), прочли их и выделили избранные цитаты. Вы можете с ними познакомиться, если откроете конспект лекции. А пока давайте пройдем по нашему плану анализа текста.
«Слово к люботщательному иконного писания» написано не позднее 1667 г. и было задумано как практическое пособие для живописцев, которое сам автор назвал «алфавитом художества». Оно должно было состоять из изображений человеческого тела в различных положениях, которые предполагалось издать отпечатанными на медных гравированных досках. Такие образцы могли бы, по мысли автора, оказать художникам большую пользу. Вспомните вторую лекцию, где мы как раз видели, как Дюрер смог воплотить этот замысел. Мы не знаем, выполнил ли Ушаков подобный альбом. Сохранились только выдержки мастера на тему творчества, роли художника, а также его система иконописания, которая и составила основу «Слова».
1. Настроение текста и немного об образе автора
При разговоре о настроении текста необходимо понимать, что сам автор «Слова» глубоко религиозен, и иначе, конечно, не могло быть, поскольку он в первую очередь иконописец. Но он при этом еще и человек XVII века, в котором было очень много общественных, политических событий. Поэтому и язык, и манера письма соответствующая. «Слово» напоминает богословский текст, но автор здесь мыслит не только как последователь вероучения, но и как общественный деятель – художник. То есть, если вспомнить то самое «фряжское письмо» из нашего 2 блока, объединившее иконопись и художественный реализм, становится понятно, на какой почве оно возникло. Данный текст даже по своей манере олицетворяет собой этот творческий метод.
2. Тема текста
Основные положения этого сочинения очень вневременные. «Слово» представляет высказывания Ушакова о том, кто такие художники, из чего состоит система иконописания, и для чего нужны произведения искусства. Мы уже с вами изучили несколько трактатов об искусстве и понимаем, что такие положения имели широкое распространение и ранее. Например, давайте обратимся к цитате, которую мы обозначили как «Об иконотворении и образах», в которой автор указывает среди целей изображения красоту, подражание, достижение знаний, поучение и так далее. Такие взгляды мы уже встречали ранее, и нередко художники используют схожую аргументацию. Они встретятся и в сочинениях XVIII века и отчасти останутся в обиходе позже, когда наука даст уже более глубокое истолкование искусства.
3. Смысл заглавия
Здесь мы можем разобрать название пословно. Помните выражение «В начале было Слово»? Это первая строка Евангелия от Иоанна. «Слово», и в этой строке, и в названии нашего трактата, употребляется в значении «мысль» или «знание». Далее. «Люботщательное» – значит хорошо, тщательно сделанное. «Иконного писания» – это в прямом значении иконопись. То есть смысл заглавия такой: текст представляет собой знание о том, как хорошо и правильно заниматься иконописью. Название полностью отображает смысл текста.
4. План текста и краткое изложение. Соотношение начала и конца
В этом блоке давайте, наконец, перечислим основные тезисы и кратко проиллюстрируем их цитатами.
Текст начинается с размышления о том, как же художник получил свой дар. Тут тезис, подобный тому, который выдвигал Дюрер: «Премудрый художник всех умных тварей и вещей, сотворивший человека по образу и подобию своему (то есть Бог), дал ему душевную способность начертать образы всех этих тварей, что называется фантазией, и отдельным лицам от природы дал дарование с различным совершенством создавать эти образы и посредством различных художеств делать замысленное легко видимым». Здесь, как и ранее Дюрер, Симон Ушаков отмечает, что у художников есть дар, данный Богом, и есть разные степени его освоения.
Далее художник обращается к античной философии и рассуждает о свободных художествах. Он объясняет, что все свободные художества (а их всего семь, по его мнению) представляют собой иконотворение. Причем стоит отметить, что иконотворение художник понимает в широком смысле – как процесс создания образов. Полную цитату с перечислением всех видов можно прочесть в конспекте, но мы ее еще подробно обсудим в следующем блоке.
Далее автор перечисляет основные задачи иконотворения. А именно: создание красоты, обучение, вдохновение и так далее.
И в заключении Ушаков снова обращается к цели художника – хорошо и тщательно зафиксировать образ, который он увидел в реальности. А чтобы помочь художнику правильно это делать, Ушаков и планировал создать зарисовки, которые служили бы его ученикам «азбукой».
5. И еще про образ автора
Ранее мы уже встречались с художником-философом, художником-практиком и художником-мыслителем. И, наверное, впервые мы встречаем художника, основа творчества которого настолько пропитана православной культурой. Есть такая цитата в подтверждение: «Имея от Господа Бога талант иконописательства, врученный моему ничтожеству, не хотел я его скрыть в землю, чтобы не принять за то осуждение, но попытался, в своем старании перед Богом, выполнить искусным иконописательством ту азбуку искусства, которая заключает в себе все члены человеческого тела…. я надеюсь, что все с благодарностью воспользуются этим залогом моей любви, когда увидят, как может много это помочь им в том, чтобы хорошо писать честные иконы...» Мне кажется, эта цитата показывает, насколько честный иконописец перед нами, и позволяет понять, как он в своих работах так точно передает духовную чистоту. Давайте как раз и познакомимся с его иконой «Спас Нерукотворный» поближе.