Уильям Хогарт и нравственное просвещение
На этом занятии мы поговорим с вами о творчестве английского художника периода Просвещения – Уильяма Хогарта. Но вначале обратимся к характеристике того времени. В 18 столетии продолжается развитие европейской науки и философии. Задача художников и деятелей того времени – познакомить как можно больше людей с достижениями культуры и искусства.
Английское изобразительное искусство 18 столетия отличается от других европейских школ тем, что в этот период впервые складываются национальные традиции. Ранее английское искусство ориентировалось на европейские страны, например, Францию, где произведения создавались по заказу церкви и королевского двора. Английские же художники с самого начала работали почти исключительно на частного заказчика. Можно сказать, что до эпохи Просвещения художественный мир Англии был представлен в основном работами иностранных мастеров.
В 18 веке развитие получили определенные художественные жанры, такие, как портрет, пейзаж и бытовая картина. И если портрет еще с эпохи Средневековья играл ведущую роль в искусстве Англии, то жанр бытовой живописи стал весьма значимым для художественной культуры. С чем это связано? Дело в том, что произведения этого жанра впервые начали говорить со зрителем на тему нравственности, в основном посредством сатиры и критики общества и повседневности. Кстати, в литературе можно проследить те же тенденции. Вспомните хотя бы сатирико-фантастический роман Джонатана Свифта «Путешествия Гулливера». Многим он запомнился тем, что в нем автор высмеивает пороки англичан. Удивительно, но это оказалось действенным способом перевоспитания нации.
Уильям Хогарт видел благородную цель своего творчества в создании произведений искусства, которые, будучи полезны стране, помогли бы искоренить общественные пороки и преобразовывать нравственный облик каждого отдельного человека. При этом в его биографии есть несколько спорных моментов.
Родился художник в 1697 году. Его родители перебрались в Лондон из провинции. Отец художника был сельским учителем, преподавал школьникам латынь. Его жена пыталась продавать какие-то травы и снадобья – подростком сын Уильям помогал ей в этом. Но большую семью ожидало серьезное испытание. За многократные нарушения долговых обязательств отец художника, когда художнику было 11 лет, был приговорён к заключению в Флитской тюрьме. Британские законы позволяли заключённым не расставаться с близкими, для чего на территории тюрьмы располагались бараки для их жён и детей. Так 11-летний Уильям получил важный жизненный опыт: в исправительном заведении он мог наблюдать обитателей лондонского «дна» – воров, проституток, пьяниц, бродяг и мошенников. Многие из них впоследствии прославят Хогарта, будучи изображёнными на гравюре или холсте.
После заключения отец отдал талантливого сына учиться в мастерскую к гравёру-позолотчику. Там Хогарт научился резать по металлу, украшая монограммами, шифрами и гербами разные предметы обихода – от посуды до серебряных табакерок.
Хогарту было 23 года, когда умер его отец. Чтобы прокормить мать и младших сестёр, Уильям решается открыть собственное дело. Помимо того, чем он занимался в мастерской, Хогарт начинает изготавливать и сюжетные гравюры и вскорости понимает, что именно они-то и интересны публике. Относительно дешевые гравированные серии Хогарта были призваны работать как средство широкого распространения нравоучительных идей. А также – как быстрый и приятный заработок. В годы, когда в Англии быстро наращивались выпуски газет и журналов, доход от продажи гравюр был основным средством существования Хогарта.
Не только гравюры прославили художника, но и живопись. Есть забавная история о том, как Хогарт решил обучиться живописи и поступил в одну из частных лондонских академий. Там ему не очень понравилось – обучение он нашел излишним и скучным, его разочаровало бесконечное копирование старых итальянцев. Недолго отучившись, Хогарт бросил академию и поступил в мастерскую Джеймса Торнфилла. Маэстро был вполне доволен учеником, как вдруг грянул скандал. Хогарт влюбился в его дочку – 19-летнюю Джейн, похитил её и в 1729 году они тайно обвенчались. Сначала Торнфилл был в бешенстве, однако со временем оттаял.
Как видно из этой истории, Хогарт не признавал авторитетов прошлого. Доставалось и современникам – за излишнюю красивость, нередко прикрывавшую пустоту. В ответ конкуренты рисовали злые карикатуры на Хогарта. Однако имелись кумиры и у него. Разбогатев и купив дом в целых четыре этажа, художник воздвиг перед ним позолоченный бюст Ван Дейка. Если кто-то, желая польстить хозяину, называл его столь же великим, как Ван Дейк, Хогарт не скромничал: «А ведь вы правы, черт побери! Дайте мне только время и возможность выбрать натуру!»
Чтобы узнать, в чем же состоит величие этого художника, давайте разберем его метод.
«Метод Хогарта» – морализаторский сентиментализм
В этом блоке давайте кратко опишем основные особенности творческого метода Уильяма Хогарта. Мы выделили 3 принципа.
Во-первых, все основные сюжеты – это поучительные истории морального падения человека, взятые художником из повседневности. Хогарт любил бродить по лондонским улицам, не брезговал злачными местами и трущобами, но и не забывал о высшем свете и его ценностях. О такой среде и повествует серия «Модный брак». Это не банальная карикатура, а глубоко вдумчивое исследование трагедии брака по расчету, которую художник представляет в виде оригинальной живописной пьесы, полной высокого драматизма, юмора и сарказма.
Второй принцип – художник зачастую воплощает сюжеты в виде серии произведений. Из биографии мы уже выделили, что предприимчивому Хогарту это принесло целое состояние. «Модный брак» состоит из 6 картин. Каждая работа представляет собой отдельное действие, представляющее развитие единого сюжета. О самом сюжете мы еще подробнее поговорим в 4 блоке. Но уже сейчас обратите внимание, что художник создает историю с очень большим количеством персонажей. Как при этом он выделяет узловые моменты? Об этом 3 особенность – театральность в композиционном решении.
Хогарт обычно делит художественное пространство каждого своего живописного произведения на «планы», что создает очень ясную композицию. Предоставляя главным героям изображения передний план, мастер заполняет остальное живописное пространство второстепенными персонажами, объединяя их в разнообразные композиционные группы. Как хорошая пьеса, серии Хогарта имеют центральную линию и несколько побочных, герои обладают выразительнейшей мимикой и жестами, а зрителю предлагается следить за сменой мизансцен и декораций. Помимо этого, художник дает подсказки зрителю, по-особому выделяя наиболее нравственных персонажей. О секретах мастера и рассказывает трактат «Анализ красоты». Давайте познакомимся с ним поближе.
Формула Хогарта – «Анализ красоты»
В этом блоке мы обратились к «Анализу красоты» Уильяма Хогарта. Мы проанализировали текст и выделили избранные цитаты, с которыми вы можете познакомиться в нашем конспекте.
«Анализ красоты» – книга по теории искусства, опубликованная в 1753 году. Исследователи утверждают, что в этой работе Хогарт описывает принцип красоты и изящества в манере, доступной и понятной обычному человеку его времени. Давайте посмотрим, как он достигает этой ясности, в первом пункте нашего анализа текста.
1. Настроение и тема текста
И действительно, художник, начиная с предисловия, захватывает читателя широким представлением о теме красоты и привлекательности в живописи. Вот что он пишет: «Хотя красота доступна взорам и ощущается всеми, исследования, ей посвященные, были почти совсем оставлены из-за большого количества бесплодных попыток объяснить ее причины… Красота обычно считалась понятием высоким и слишком тонкого свойства, чтобы она могла подлежать действительно вразумительному обсуждению. Таким образом, представляя публике это сочинение, столь новое по своему содержанию, следует сказать несколько вводных слов, в особенности потому, что оно естественно столкнется с некоторыми общепринятыми и давно установленными мнениями, а может быть, и опровергнет их». Автор утверждает, что красота долгое время была необъяснима, поскольку ее стремились постигнуть исключительно литераторы. «Эти джентльмены были приведены к путанице в своих мнениях и были вынуждены сверстывать на общую, протоптанную стезю рассуждений о нравственной красоте». Мне кажется, в этой фразе много иронии. Этим настроением пропитан весь текст. Особенно когда художник размышляет о том, как мастера прошлого понимали красоту и изящество и как достигали этого.
Постановка темы очень понятна уже во введении: «Я предлагаю читателям краткий очерк, сопровождаемый двумя пояснительными гравированными таблицами, в которых пытаюсь объяснить, что именно заставляет нас считать формы одних вещей красивыми, других же безобразными; одних привлекательными, других – наоборот».
2. Смысл заголовка
Название «Анализ красоты» сразу подчеркивает авторский подход, построенный на распространении искусства. Во многом благодаря названию текст стал таким популярным среди современников художника (он пишет об этом в предисловии). К этому тезису можно еще добавить, что эпиграфом к своей книге Хогарт выбрал стихи из «Потерянного рая» Мильтона, в которых описывается, как воплотившийся в змея Сатана старался привлечь внимание Евы, чтобы вступить с ней в разговор.
Можно отметить, что название очень поэтическое, но оно не производит впечатления, что мы познакомимся с теоретическим текстом, представляющим опыт художественного осмысления. Скорее, мы будем рассуждать о чем-то неосязаемом. При этом название идеально отображает тему текста.
3. План текста
Хогарт не выстраивает ясной системы. Его задача – не научить художника, а привлечь как можно больше интереса к теме изящного рисунка. Поэтому план текста не представляет очевидной последовательной системы. Соответственно и связей между разделами как таковой нет. В целом, художник размышляет о соответствии, о разнообразии, о единообразии, о простоте или ясности, о сложности, величине, линиях, и многих других темах. Объединяющей темой является достижение красоты при создании всех этих эффектов. А основным инструментом – изогнутые линии красоты (S-образная «волнистая» или «змеевидная» линия). При этом во всех разделах автор отмечает, что линия красоты может являться причиной отталкивающего безобразия, как и привлекательности. По сути, об этой тонкой грани и размышляет автор – как сделать так, чтобы, задумывая красоту, не показать безобразие.
4. Образ автора
Хогарт предстает в книге очень живым, ироничным. Он создает образ художника, который стремится к достижению истины и красоты. Стоит понимать, что он описывает собственную концепцию, сравнивая себя с другими. Изначально автор обращался к художникам прошлого, анализируя их работы на предмет использования в них неких формул красоты. И нашел такой образ – изогнутую змеевидную линию. В работах Рубенса, Рафаэля, Микеланджело, Корреджо. Работы Дюрера, с которым мы уже знакомы, Хогарт описывает следующим образом: «Между тем Альбрехт Дюрер, рисовавший по правилам, не отклонялся в сторону «привлекательности» даже тогда, когда, рисуя с натуры, он должен был это делать, потому что пользовался своими собственными, не годными к употреблению правилами пропорций».
Таким образом, в тексте «Анализ красоты» представлена авторская концепция, описывающая механизм создания образов, наполненных красотой. О том, как в полотнах самого Хогарта представлена эта концепция, предлагаю поговорить в следующем блоке.
Нравственные идеалы в серии «Модный брак»
В этом блоке давайте подробнее поговорим о серии картин «Модный брак», а также рассмотрим, как «линия красоты» подчеркивает нравственный аспект в сюжете.
Серия «Модный брак» была создана в 1743–1745 годах и стала первой сатирической серией в Англии, высмеивающей нравы высшего общества. В ней отображена история женитьбы и дальнейшей супружеской жизни сына обедневшего аристократа и дочери богатого торговца. В те времена модные браки были очень распространены среди беднеющих аристократов, которые стремились сблизиться с богатыми буржуа, это и послужило вдохновением для Хогарта. Давайте внимательнее рассмотрим каждую работу.
Первая картина под названием «Брачный контракт» визуализирует процесс договора обедневшего, но родовитого графа с богатым купцом о женитьбе своего сына и его дочери. Благодаря браку семья жениха избежит финансового краха, а семья невесты купит себе связи в высшем обществе. Жених и невеста, присутствуя при сделке, представлены в настроении весьма равнодушном и друг к другу, и к расчетам родителей. Жених любуется своим отражением в зеркале, а невеста заигрывает с другим молодым человеком, адвокатом по имени Сильвертанг. На переднем плане изображения две собачки, объединенные ошейниками с общей цепью, указывают на характер будущей жизни насильно связанных вместе жениха и невесты.
Второй эпизод («Вскоре после свадьбы») описывает утро из жизни супружеской пары. Супруга энергична и радостна, из чего можно заключить, что она только встала, а супруг, судя по костюму и шляпе, всю ночь провёл вне дома. Из его кармана торчит дамский чепчик, которым заинтересовалась собачка, но он его даже не замечает. У ног мужа лежит сломанная шпага. Из комнаты выходит управляющий имением, держащий в руках неоплаченные счета и лишь один оплаченный. Беспорядок в комнате свидетельствует о празднестве, которое проводилось недавно. На стене висит картина, изображающая амура среди развалин. Амур играет на волынке, но у него нет стрел. Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что герои так и не полюбили друг друга и не стали семьей, они потакают порочным страстям и проводят праздную беспутную жизнь.
Действие третьего эпизода («Визит к шарлатану») происходит в комнате доктора-шарлатана. И вот наш герой – виконт – на приеме у врача, вместе с любовницей и ее матерью. Судя по чёрному пятну на шее, виконт болен венерической болезнью. Доктор посоветовал виконту принять ртутные пилюли, считавшиеся в то время способом излечения от венерической болезни. Видимо, пилюли не подействовали, и поэтому все присутствующие требуют от доктора другого способа лечения. В работе много символов смерти.
«Будуар графини» описывает утренний туалет графини, во время которого она принимает гостей и кокетничает со своим любовником – тем самым героем, с которым она заигрывала на первой картине. То, как вольготно адвокат расположился на софе, говорит о его особом положении среди гостей. Он показывает графине приглашение на бал-маскарад. За спиной леди стоит парикмахер, проверяющей температуру щипцов для завивки на листе бумаги. Группа слева состоит из оперного певца, поющего под аккомпанемент флейты. Их слушают несколько джентльменов, один из них, сидящий в бигудях – супруг графини. Он ещё не вышел из состояния сонливости и подносит к губам чашку с напитком. Справа от него сидит подруга главной героини и очень увлеченно к нему обращается. Со времени свадьбы прошло некоторое время, художник подчёркивает это с помощью двух деталей. Зеркало на столике и кровать увенчаны короной, а это значит, что отец мужа умер, и сам муж стал графом. На спинке стула графини висит красная лента с коралловой соской, намекающая, что графиня стала матерью.
Действие пятого эпизода («Дуэль и смерть графа») разворачивается в багнио (дом, где можно снять комнату), некоем подобии гостиницы. Судя по костюмам и маскам, лежащим на полу, графиня и адвокат вернулись с маскарада и сняли эту комнату, где и произошла измена мужу. Граф, следивший за ними, вторгся в комнату и застал их. Было решено выяснить всё с помощью дуэли на шпагах. Во время дуэли граф получил смертельное ранение. Его соперник убегает через окно, в комнату вбегают хозяин багнио и охранник. В этот момент графиня стоит на коленях и просит у мужа прощения. На стене висят картины «Суд Соломона» и портрет куртизанки.
Последний эпизод описывает смерть графини. Прочитав в газете, валяющейся у её ног, что ее любовник казнён, графиня принимает смертельный яд. К ней подносят дочку для прощания. На лице дочки чёрное пятнышко от струпа – признак сифилиса, доставшегося ей от отца. Так художник подчёркивает, что потомство этой семьи вряд ли выживет. Так как у супругов нет детей мужского пола, титул потерян. Отец графини снимает с её руки обручальное кольцо, немного в стороне доктор разговаривает со слугой и обвиняет его в приобретении яда. На стенах висят картины фламандских художников, описывающие жизнь низших классов. Исхудавшая породистая собака тянется к пище на столе.
Так каким же образом Хогарт говорит в этой серии о нравственности? Каждый герой серийно-живописного повествования Хогарта «Модный брак», визуализируя определенную роль, является наглядным носителем сущности тех или иных нравственных достоинств или пороков. И нравственные достоинства Хогарт подчеркивает той самой «волнистой» линией привлекательности. Из всей серии – это только одно изображение – фигуры умирающего мужа, проявившего напоследок свои высокие моральные качества. Герой являлся аристократом по крови, но не по поведению. И лишь в конце своей жизни он проявил внутренне присущую ему нравственность, показав своей жене пример и вызвав ее раскаяние. В этом смысле вся серия – это не только сатира над высшим светом, но и демонстрация изменения человека – от порока к нравственности, пусть даже и через трагедию. Хогарт писал: «Я стараюсь разрабатывать свои сюжеты, как драматический писатель. Картина для меня – сцена, изображенные мужчины и женщины – мои актеры, с помощью определенных движений и жестов разыгрывающие пантомиму».
Избранные цитаты
О литераторах: "Красота так долго была необъяснимой, потому что не может быть постигнута одними лишь литераторами. Они вынуждены забавлять своих читателей удивительными похвалами умершим художникам и их произведениям; беспрестанно рассуждая о следствиях, вместо того, чтобы раскрывать причины. Они благополучно кончают тем, с чего начали, честно признаваясь, что в отношении того, что следует понимать под привлекательностью, то есть по основному пункту обсуждаемой проблемы."
Вопрос к художникам: "Почему лучшие художники последних двух столетий, которые в своих произведениях постигли красоту и привлекательность, ничего не сказали о предмете, имеющем такое большое значение для изобразительного искусства и их собственной славы? На это я отвечу, что они, вероятно, достигли выдающегося мастерства в своих работах путем точного воспроизведения красот природы и частым подражанием замечательным античным статуям. Не странно ли в самом деле, что великий Леонардо да Винчи (среди многих философских наставлений, которые он беспорядочно дает в своем трактате о живописи) не обмолвился даже малейшим намеком, имеющим в виду систему подобного рода, тем более что он был современником Микеланджело, который, как утверждают, открыл определённый принцип только в торсе античной статуи. Принцип этот придавал его творениям великолепие вкуса, свойственного лучшим античным произведениям искусства."
"Современные художники не меньше колеблются и противоречат друг другу, чем уже упомянутые мастера, сколько бы они ни утверждали противное. Мне хотелось увериться в этом, и в 1745 году я издал фронтспис к моему собранию гравюр, нарисовав там палитру с изображенной на нее змеевидной линией, под которой я поместил слова: линия красоты. На эту приманку попались быстро, и ни один египетский иероглиф не занимал умы в течение столь долгого времени; художники и скульпторы являлись ко мне, чтобы узнать значение этих слов, и были озадачены ими не менее, чем все прочие, до тех пор, пока не получали разъяснения."
О соответствии: "Хорошо известно, что формы очень красивые часто кажутся отвратительными, если они получили неверное применение."
"Объем и пропорции предметов определятся целесообразностью. Именно это обстоятельство установило размеры и пропорции стульев, столов, вообще всякого рода утвари и предметов домашнего обихода."
О разнообразии: "Когда глаз пресыщается сменой разнообразия, он находит успокоение в известной доле однообразия; даже ровная поверхность становится приятной, если она правильно введена и противопоставлена разнообразию, дополняя его."
О симметрии: "Мы получаем удовольствие не благодаря точному сходству одной стороны с другой, а от сознания, что они совпадают на основе соответствия с замыслом и целесообразностью."
О простоте: "Простота без многообразия совершенно пресна и в лучше случае разве что не вызывает неудовольствия. Но если к ней присоединяется многообразие, тогда она нравится, потому что повышает удовольствие от многообразия, представляя возможность глазу воспринимать его с большей легкостью."
О сложности: "Сложность форм я определяю как таковое своеобразие составляющих ее линий, которое принуждает глаз следовать за ними со своего рода резвостью; удовольствие, которое этот процесс доставляет сознанию, возводит ее до наименования красоты."
О линиях: "Прямые линии отличаются друг от друга только длиной и поэтому наименее декоративны. Изогнутые линии, в связи с тем, что могут отличаться друг от друга степенью своей изогнутости, так же как и длиной, на этом основании приобретают декоративность. Соединение прямых и изогнутых линий, представляя собой сложные линии, многообразие просто изогнутых линий и потому еще более декоративно. Волнообразная линия, как линия красоты, еще более многообразна и состоит из двух изогнутых, противопоставленных линий, а потому становится еще красивее и приятнее; даже рука, изображая такую линию на бумаге, делает живое движение пером или карандашом. И наконец, змеевидная линия, изгибаясь и извиваясь одновременно в разных направлениях, доставляет удовольствие глазу, заставляя его следить за бесконечностью своего многообразия, если мне позволено будет употребить такое выражение."
О композиции: "Удовольствие, возникающее от композиции, например в красивом пейзаже, обязано главным образом расположению и соединению света и тени, управляемых правилами, которые называют контрастность, пространственность и простота и которые дают верное и отчетливое восприятие предметов, находящихся перед нами."
О красках: "Под красотой колорита художники подразумевают такое расположение на предмете цветов и их оттенков, которое кажется в любых композициях одновременно и отчетливо разнообразным и искусно объединенным."
Ссылки на дополнительные материалы
Чат курса в Telegram:
https://t.me/howtoreadart

Используемые источники:

Жуковский В.И. Искусство восемнадцатого столетия: Тексты лекций / В.И. Жуковский; Краснояр. гос. ун-т. – Красноярск, 2005. – 257 с.
Уильям Хогарт - Биография художника, известные произведения, выставки | Артхив (artchive.ru)
Мастера искусства об искусстве : Избранные отрывки из писем, дневников, речей и трактатов : В 4-х томах : Том ІІ. — Москва ; Ленинград, 1936
Книги из библиотеки музея:
Хогарт У. Анализ красоты: Пер. с англ./Вступ. ст. и примеч. М.П. Алексеева. - 2-е изд., испр. и доп. - Л.: Искусство, 1987. - 254 с.
Книги о Хогарте для дополнительного чтения:
1. Герман Михаил «Хогарт», «Уильям Хогарт и его время»
Видео:
Уильям Хогарт - первый английский живописец? - YouTube