В этом блоке давайте подробнее поговорим о серии картин «Модный брак», а также рассмотрим, как «линия красоты» подчеркивает нравственный аспект в сюжете.
Серия «Модный брак» была создана в 1743–1745 годах и стала первой сатирической серией в Англии, высмеивающей нравы высшего общества. В ней отображена история женитьбы и дальнейшей супружеской жизни сына обедневшего аристократа и дочери богатого торговца. В те времена модные браки были очень распространены среди беднеющих аристократов, которые стремились сблизиться с богатыми буржуа, это и послужило вдохновением для Хогарта. Давайте внимательнее рассмотрим каждую работу.
Первая картина под названием
«Брачный контракт» визуализирует процесс договора обедневшего, но родовитого графа с богатым купцом о женитьбе своего сына и его дочери. Благодаря браку семья жениха избежит финансового краха, а семья невесты купит себе связи в высшем обществе. Жених и невеста, присутствуя при сделке, представлены в настроении весьма равнодушном и друг к другу, и к расчетам родителей. Жених любуется своим отражением в зеркале, а невеста заигрывает с другим молодым человеком, адвокатом по имени Сильвертанг. На переднем плане изображения две собачки, объединенные ошейниками с общей цепью, указывают на характер будущей жизни насильно связанных вместе жениха и невесты.
Второй эпизод (
«Вскоре после свадьбы») описывает утро из жизни супружеской пары. Супруга энергична и радостна, из чего можно заключить, что она только встала, а супруг, судя по костюму и шляпе, всю ночь провёл вне дома. Из его кармана торчит дамский чепчик, которым заинтересовалась собачка, но он его даже не замечает. У ног мужа лежит сломанная шпага. Из комнаты выходит управляющий имением, держащий в руках неоплаченные счета и лишь один оплаченный. Беспорядок в комнате свидетельствует о празднестве, которое проводилось недавно. На стене висит картина, изображающая амура среди развалин. Амур играет на волынке, но у него нет стрел. Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что герои так и не полюбили друг друга и не стали семьей, они потакают порочным страстям и проводят праздную беспутную жизнь.
Действие третьего эпизода (
«Визит к шарлатану») происходит в комнате доктора-шарлатана. И вот наш герой – виконт – на приеме у врача, вместе с любовницей и ее матерью. Судя по чёрному пятну на шее, виконт болен венерической болезнью. Доктор посоветовал виконту принять ртутные пилюли, считавшиеся в то время способом излечения от венерической болезни. Видимо, пилюли не подействовали, и поэтому все присутствующие требуют от доктора другого способа лечения. В работе много символов смерти.
«Будуар графини» описывает утренний туалет графини, во время которого она принимает гостей и кокетничает со своим любовником – тем самым героем, с которым она заигрывала на первой картине. То, как вольготно адвокат расположился на софе, говорит о его особом положении среди гостей. Он показывает графине приглашение на бал-маскарад. За спиной леди стоит парикмахер, проверяющей температуру щипцов для завивки на листе бумаги. Группа слева состоит из оперного певца, поющего под аккомпанемент флейты. Их слушают несколько джентльменов, один из них, сидящий в бигудях – супруг графини. Он ещё не вышел из состояния сонливости и подносит к губам чашку с напитком. Справа от него сидит подруга главной героини и очень увлеченно к нему обращается. Со времени свадьбы прошло некоторое время, художник подчёркивает это с помощью двух деталей. Зеркало на столике и кровать увенчаны короной, а это значит, что отец мужа умер, и сам муж стал графом. На спинке стула графини висит красная лента с коралловой соской, намекающая, что графиня стала матерью.
Действие пятого эпизода (
«Дуэль и смерть графа») разворачивается в багнио (дом, где можно снять комнату), некоем подобии гостиницы. Судя по костюмам и маскам, лежащим на полу, графиня и адвокат вернулись с маскарада и сняли эту комнату, где и произошла измена мужу. Граф, следивший за ними, вторгся в комнату и застал их. Было решено выяснить всё с помощью дуэли на шпагах. Во время дуэли граф получил смертельное ранение. Его соперник убегает через окно, в комнату вбегают хозяин багнио и охранник. В этот момент графиня стоит на коленях и просит у мужа прощения. На стене висят картины «Суд Соломона» и портрет куртизанки.
Последний эпизод описывает смерть графини. Прочитав в газете, валяющейся у её ног, что ее любовник казнён, графиня принимает смертельный яд. К ней подносят дочку для прощания. На лице дочки чёрное пятнышко от струпа – признак сифилиса, доставшегося ей от отца. Так художник подчёркивает, что потомство этой семьи вряд ли выживет. Так как у супругов нет детей мужского пола, титул потерян. Отец графини снимает с её руки обручальное кольцо, немного в стороне доктор разговаривает со слугой и обвиняет его в приобретении яда. На стенах висят картины фламандских художников, описывающие жизнь низших классов. Исхудавшая породистая собака тянется к пище на столе.
Так каким же образом Хогарт говорит в этой серии о нравственности? Каждый герой серийно-живописного повествования Хогарта «Модный брак», визуализируя определенную роль, является наглядным носителем сущности тех или иных нравственных достоинств или пороков. И нравственные достоинства Хогарт подчеркивает той самой «волнистой» линией привлекательности. Из всей серии – это только одно изображение – фигуры умирающего мужа, проявившего напоследок свои высокие моральные качества. Герой являлся аристократом по крови, но не по поведению. И лишь в конце своей жизни он проявил внутренне присущую ему нравственность, показав своей жене пример и вызвав ее раскаяние. В этом смысле вся серия – это не только сатира над высшим светом, но и демонстрация изменения человека – от порока к нравственности, пусть даже и через трагедию. Хогарт писал: «
Я стараюсь разрабатывать свои сюжеты, как драматический писатель. Картина для меня – сцена, изображенные мужчины и женщины – мои актеры, с помощью определенных движений и жестов разыгрывающие пантомиму».