Василий Суриков и идеи национального подъема
В этом блоке мы кратко поговорим о биографии художника, а также немного обратимся к контексту – отечественному изобразительному искусству 19 века.
19 век для русской истории в целом – это период, когда Россия осознавала собственную историческую значимость, время больших событий – войн, реформ, общественных перемен. Русская художественная культура, истоки которой начинались с классицизма, постепенно переходила от романтизма к реализму в русском изобразительном искусстве. Современниками того времени особенно ценилось направление в творчестве русских художников, в котором преобладал исторический жанр с акцентом на национальную тематику.
Русские художники в своих картинах отражали различные идеалы национального подъема, постепенно отказываясь от строгих принципов классицизма, навязанных академическими устоями. Главным символом протеста того времени являлось Товарищество передвижных художественных выставок, куда входил и герой нашей лекции – Василий Иванович Суриков.
У объединения не было деклараций и манифестов. В его уставе лишь говорилось, что члены Товарищества должны сами вести свои материальные дела, не завися в этом отношении ни от кого, а также сами устраивать выставки и вывозить их в разные города («передвигать» по России), чтобы знакомить страну с русским искусством. Оба эти пункта имели существенное значение, утверждая независимость искусства от властей и волю художников к широкому общению с людьми не только столичными. «Передвижники» были едины в своем неприятии «академизма» с его мифологией, декоративными пейзажами и напыщенной театральностью. Они хотели изображать живую жизнь. Ведущее место в их творчестве заняли жанровые (бытовые) сцены.
В работах Василия Ивановича Сурикова сюжетной основой являются национальные традиции и общероссийская история. Но об этом подробнее мы поговорим чуть позже. Сейчас давайте кратко обсудим биографию художника.
Василий Суриков родился в Красноярске в 1848 году и принадлежал к старинным казачьим родам. Отец художника, Иван Васильевич Суриков, служил коллежским регистратором. Он рано ушел из жизни – маленькому Васе исполнилось всего 11 лет. После смерти отца семья оказалась в стесненном материальном положении. Активное участие в его дальнейшем образовании приняли енисейский губернатор Павел Замятин и сибирский золотопромышленник Петр Кузнецов. Кузнецов оценил картины Василия Сурикова и взял на себя все расходы по обучению и проживанию его в Петербурге.
Суриков приехал в Санкт-Петербург в возрасте 21 года. С первого раза в Академию ему поступить не удалось, но юноша не отчаивался и начал заниматься в рисовальной школе Общества поощрения художников. Осенью Суриков стал вольнослушателем Академии художеств, а год спустя был зачислен в воспитанники и попал в класс Павла Чистякова. Его талант неоднократно был отмечен руководством Академии – Сурикова четыре раза удостаивали серебряной медалью и премировали деньгами. Однако Большая золотая медаль все никак не давалась, а позже Суриков сам отказался от пенсионерской поездки.
Первой большой работой художника Сурикова по завершении обучения стала не картина, а фрески в храме Христа Спасителя. Это же позволило ему найти свое место в географическом смысле – Суриков остался в Москве, этот город был ему по-настоящему близок, здесь написаны самые знаменитые картины художника. Здесь он нашел свою единственную любовь: жена Елизавета Шаре родила ему двух дочерей (старшая впоследствии вышла замуж за художника Петра Кончаловского). Преждевременная смерть жены стала для Сурикова настоящей трагедией, два года он не брал в руки кисть, и лишь поездка в родной Красноярск подарила утраченное вдохновение: картина Василия Сурикова «Взятие снежного городка» – словно фото его собственного беззаботного детства.
Вернувшись в Москву, Суриков продолжал активно работать. В 1881 году он стал членом Товарищества передвижных художественных выставок. В рамках сотрудничества с «передвижниками» Суриков демонстрировал на выставках Товарищества свои знаменитые картины, в частности, полотно «Меншиков в Березове», которое приобрел Павел Третьяков для своей коллекции. На вырученные деньги Суриков наконец-то посетил Европу, побывал в музеях Италии и Франции, Германии и Австрии.
По возвращении Суриков приступил к работе над «Боярыней Морозовой», которую критики восприняли далеко не однозначно. За ней последовали несколько исторических полотен. В 1893 году труды Василия Сурикова были высоко оценены художественным сообществом – он стал действительным членом Петербургской Академии художеств. В 1907 году Суриков оставил «передвижников» и вошел в ряды Союза русских художников.
Несколько лет спустя при непосредственном участии Василия Сурикова в его любимом Красноярске была открыта школа рисования. Здесь, в городе своей юности, он написал несколько работ, запечатлевших достопримечательности Красноярска и прекрасного Енисея.
В следующем блоке предлагаю обсудить особенности художественного метода мастера.
«Метод Сурикова»: достоверность превыше всего
В этом блоке мы выделили 3 основных признака, которые позволят вам отличить работы Василия Ивановича Сурикова.
Первый признак. Художник в основном работал в жанре исторической живописи. Художник обращался к русской истории, к сложным историческим ситуациям, в которых проявляется особый национальный дух русского человека, характер русского народа, его душа. Выбор в пользу большого формата работ, отсюда трудоемкость – много лет работы над полотном, много этюдов. Научно-исторический подход: максимальная достоверность в деталях и психологических типах – поиск подходящей натуры, изучение исторических документов и артефактов, множество подготовительных этюдов, поиск композиционного решения – максимальная выверенность каждой детали и ее места в картине. Примером такой темы является работа «Боярыня Морозова». В Сибири, где было много старообрядцев, широкое распространение получили рукописные «жития» мучеников старообрядческого движения, включая «Повесть о боярыне Морозовой». Эта работа представляет героев допетровской эпохи. Ее формат впечатляет – 304 × 587,5 см.
Второй признак. Широкие быстрые мазки. Художник часто работал на пленэрах, отсюда манера письма очень размашистая, быстрая. Считается, что Суриков помог акварели обрести самостоятельность в тогдашнем русском изобразительном искусстве; до него к акварели прибегали лишь в прикладных целях – при создании этюдов, по преимуществу. Эта техника увлекала его возможностью достигать высочайшей чистоты цвета при его максимальной интенсивности.
Третий признак. Все работы отличает большая детализация. Выстроенная композиция. Детализация работ Сурикова современниками воспринималась по-разному, многие впечатлялись точностью и огромными объемами проделанной работы, а кто-то сравнивал масштабные полотна с персидским ковром (как это было на выставке, где показали «Боярыню Морозову»). Композиционный центр – это, пожалуй, самое главное преимущество работ Сурикова. Еще в Академии ему дали очень музыкальное прозвище – «композитор», за мастерские композиции картин. И действительно, на многих полотнах автор выстраивает очень ясную композицию, которая в результате позволяет более точно раскрыть сюжет произведения. Таким примером является картина «Милосердный самарянин», с которой мы познакомимся подробно в 4 блоке нашей лекции.
«Письма» Сурикова - автопортрет художника
В этом блоке мы обратились к «Письмам и Воспоминаниям о художнике» Василия Сурикова. Письма к родным и близким людям писались Суриковым в течение пяти десятилетий. Они были сохранены его братом, дочерьми, внуками, а затем постепенно переданы в архивы красноярских музеев и в Отдел рукописей Государственной Третьяковской галереи.
Здесь мы предлагаем отказаться от привычной структуры, мы обратимся к содержанию писем и познакомимся с характером художника, узнаем интересные факты его биографии.
Сохранившиеся письма В.И. Сурикова, написанные в промежуток с 1868 по 1916 годы, — это существенная часть документального материала для изучения его жизни и творчества. Наряду с воспоминаниями современников, они являются ценнейшим источником для понимания своеобразного облика Сурикова – художника и человека.
Основная часть писем Сурикова адресована родным в Красноярск – матери и брату, многие обращены к членам его семьи.
Наиболее раннее письмо, которым мы располагаем – это письмо «Дяденьке». Оно не датировано, но, судя по содержанию, можно предположить, что написано оно весной 1868 года. Его писал двадцатилетний юноша, «канцелярский служитель енисейского губернского управления», веривший в свое призвание художника со школьной скамьи. Это письмо, где молодой Василий пишет о своем состоянии здоровья и делится радостной новостью – он поступил в Академию. Начинается оно следующим образом: "Милый дяденька. Вам уже может быть известно, что я вот уже скоро будет полгода нездоров, и причина та, что мне благодетель Смелянский артистически вырвал зуб чуть не с челюстью, так что я три месяца был без памяти и наконец уже стал поправляться и то очень медленно, но еще никуда не выхожу. Спасибо Замятину - он велел дать мне и за 5-1 месяц моей болезни жалованье, а его дают только за 4 месяца. Теперь приступаю к другого рода обстоятельствам: недавно я узнал ответ Академии художеств (и который благодаря нашей канцелярской исправности пролежал чуть ли не 4 месяца) по известному Вам, дяденька, ходатайству Павла Николаевича обо мне."
Здесь Суриков прикладывает как раз письмо, где указано, что юного художника приглашают обучаться в Академии. Заканчивает письмо он следующей фразой: «Меня обрадовало мнение Академии о моих способностях».
Мне кажется, что в этом письме Суриков предстает очень живым и искренним человеком. С этого текста начинается сборник. Но и в дальнейшем он очень трепетно обращается к родственникам и в письмах сохраняется это тепло.
Из всей корреспонденции особо выделяются письма 1883–1884 годов художникам П.П. Чистякову, Н.С. Матвееву и П.М. Третьякову. В них раскрывается, хотя и косвенно, художественное кредо Сурикова, его понимание природы живописи, его вкусы. Например, в нескольких письмах Третьякову и Матвееву 1883 года художник описывает свои ощущения от посещенной выставки в Париже: «Громадная масса вещей, из которых многие декоративные. Они меня вначале страшно шарахнули, ну, а потом, поглядевши на них, декорации остались декорациями. Это бы ничего, да все они какие-то мучно-серые, мучнистые…Вообще выставка отличается более декоративной внешностью, спешностью, что меня сильно вначале разочаровало Смысла много не найдешь».
Письма Сурикова отличаются от писем И.Е. Репина и И.Н. Крамского, которым присущ публицистический характер. В них нет и постановки проблем творчества применительно к собственному искусству, как в письмах М.А. Врубеля.
В качестве вывода можно сказать следующее - все представленные в сборнике письма и те темы, которые поднимает Суриков в своих текстах - очень важные для нас именно сейчас. Это размышления о том, как заниматься любимым делом, но при этом не потерять себя, о том, как исполнять свое предназначение, и как общаться с родными и близкими, быть привязанным к ним, но при этом иметь возможность чувствовать разное и говорить об этом открыто.
Предлагаю сейчас обратиться к одному из самых личных произведений Сурикова - картине "Милосердный самарянин", которая находится в коллекции Красноярского художественного музея.
Анализ картины «Милосердный самарянин»
Картина «Милосердный самарянин» была создана Василием Ивановичем Суриковым на третьем курсе обучения в Императорской Академии художеств в качестве учебной работы на малую золотую медаль.
Через работу над визуализацией библейского сюжета Суриков демонстрирует все знания и умения, полученные за время учебы. Профессиональные задачи в Академии художеств зачастую решались именно через библейскую тематику.
Что мы видим? На переднем плане перед нами на земле лежит человек. Его выражение лица выражает страдание, его тело выглядит истощенным и болезненным, цвет кожи говорит о солнечных ожогах. Человек в белом облачении придерживает лежащего, принимая другой рукой жидкость из кувшина своего спутника. Суриков изображает момент притчи, когда самарянин, склонившись над несчастным, пытается помочь ему. Вдалеке видны очертания фигуры удаляющегося левита.
Несмотря на яркий контраст светотени фигур и локальные краскоформы формы, вся композиционная группа на первом плане первоначально представляет собой единое целое. Обращает на себя внимание условность окружающего пространства. Мы видим размытую линию горизонта, условное пространство земли и неба без лишних деталей. Это пространство мы можем определить как пустыню. Линия горизонта растворяется в раскаленном воздухе, делая границу между небом и землей еще более незначительной. Почему именно таким образом решено место действия на картине? Условность окружающего пространства акцентирует внимание на важности происходящего. Пейзаж не отвлекает его на себя. Не столь важно, где именно происходит событие, поскольку условно оно имеет отношение к каждому из нас.
Самым светлым пятном в картине, притягивающим к себе внимание, оказывается фигура самарянина. Белое одеяние и освещенность выделяют его в общем цветовом поле картины. В христианской традиции белый – цвет святости. В белые одежды облачались новообращенные христиане. Также примечательно то, как художник решает фигуру самарянина в действии. Образ самарянина является центральной фигурой между слугой и бедным путником, он не просто помогает страждущему, а выступает посредником, связывая воедино всех троих. Этот человек – проводник божественной энергии и идеи милосердия и человеколюбия. Принципиальное значение для притчи имеет то, что именно самарянин проявил милосердие к пострадавшему. Самаряне – враждебная по отношению к евреям этническая группа. Об этом существует упоминание в тексте Нового завета. Именно самарянин упоминается в притче Иисуса Христа как исполнитель заповеди о безусловной любви, не зависящей от кровного родства или культурного единства. Голову доброго самарянина покрывает куфия – мужской головной платок, распространенный в арабских странах. В целом облачение самарянина выделяет его среди полураздетых фигур на первом плане, что с одной стороны показывает материальное благополучие этого человека, с другой – подчеркивает его как иного по отношению к бедному путнику и своему слуге.
Вторым по интенсивности и насыщенности цветом в работе является красный. В данном случае красный цвет применен к персонажам самарянина и слуги, что объединяет их между собой. Красный цвет использован в символическом значении как источник жизни, в православии красный символизирует кровь Христа как жертву, принесенную во имя спасения человечества, а следовательно – и любовь к людям. Оба эти персонажа поддерживают жизнь человека. На первом плане прямо перед нами изображена фигура лежащего мужчины. В цветовом отношении он представляет собой контраст по отношению к другим персонажам. Цвет его кожи болезненного желтоватого оттенка, на нем – темно-синее полотно ткани. Глухой и холодный оттенок ткани противопоставлен фрагментам красного цвета в одеянии самарянина и слуги, вызывая ассоциации с парами противоположных понятий: «тепло-холод», «жизнь-смерть». Обратим внимание на положение его фигуры. Самарянин лишь слегка придерживает его, обнимает одной рукой. Человек же сам приподнимает себя, опираясь на согнутую руку. Это усилие выражено в виде рельефа напряженных мышц, проступивших на руках вен. Он совершает потенциальное движение вверх, тянется к помощи, прилагает усилие. Важным элементом трактовки сюжета является точка и угол зрения в композиции. Таким образом, фигура лежащего человека располагается близко к краю живописного полотна прямо перед зрителем, эмоционально вовлекая свидетеля милосердия в диалог с произведением искусства. Более того, фигура развернута в перспективе по направлению к зрителю, что еще больше стирает границу между реальностью и миром художественного образа. Тот самый человек, олицетворяющий роль ближнего для зрителя, оказывается ближним по отношению к нему и в буквальном смысле.
Третий персонаж образует с двумя фигурами композицию треугольника. Это темнокожий мужчина, условно именуемый слугой. Он стоит, склонившись, наливая масло в открытую ладонь, в равной степени совершая действие помощи. В композиции картины преобладают горизонтали, через фигуры слуги проходит основная вертикаль изображенного пространства, и одновременно с этим, он является высшей точкой композиции. Условно именуя каждого из героев картины, предназначение персонажа слуги можно углубить, назвав его слугой господа, принимающего отведенную ему роль и дарованное предназначение. Помогая путнику, он также является исполнителем божественной воли. В абстрактном описании притчи «О фарисее и самарянине» этот персонаж не упоминается, однако Суриков вводит его в качестве важного композиционного элемента. Для понимания значимости этого героя необходимо обратиться к социально-культурному контексту 70-х годов XIX века. В это время в академическую среду проникают передовые идеи мыслителей. Преобладающее в академической живописи, идеализированное и условное решение библейских сюжетов сменяется в изобразительном искусстве стремлением к большей реалистичности. В.И. Суриков трактует евангельский сюжет не как религиозный, а как исторический, прорабатывая типажи героев, делая их живыми и индивидуальными. Присутствие слуги в картине добавляет сюжету исторической правды: самарянин путешествует по опасному пути не в одиночку, а в сопровождении. Об исторической точности свидетельствует и внимательная проработка деталей: изображение серьги в ухе темнокожего мужчины говорит о его порабощении. В древнем Израиле туземец, ставший рабом, по истечении шести лет становился свободным, однако, если за этот период он успевал обзавестись семьей, последняя оставалась у господина. Любовь к родным часто заставляла раба пожертвовать свободой. В таком случае господин прокалывал ему ухо, после чего человек оставался рабом на всю жизнь. Важно и то, как Суриков изображает фигуру слуги. Художник делает фигуру раба не только значимым элементом композиции, но и важным участником сюжета, подчеркивая его человеческое достоинство.
Четвертый персонаж – фигура ослика, он представлен на третьем плане, и при этом является частью основной композиционной группы. Его образ также может быть трактован символически в контексте сюжета как символ мира. В Палестине было мало коней, потому обычно восточные правители отправлялись верхом на конях исключительно на войну. В мирное же время обычно путешествовали на ослах. В окружающем пространстве ослик стоит, склонившись именно там, где есть источник жизни – практически единственное место в этом пустынном пространстве, где что-то растет.
Обратимся к еще одному персонажу, который не входит в основную композиционную группу и даже не сразу бросается в глаза. Это образ левита. На дальнем плане виден силуэт человека, облаченного в светлые одежды. Он практически приблизился к линии горизонта, граница которой исчезает вдали. Его очертания сливаются с окружающим пространством. Его образ являет собой обезличенную, условную фигуру, которая выражает равнодушие занимаемой им позиции в притче. Согласно тексту, левит, так же как и священник, прошел мимо страдающего человека. При этом фигура левита являет собой важнейшую деталь для композиционного равновесия, поскольку основной вес композиции смещен влево. Таким образом, зрителю представлен альтернативный путь – последовать за левитом, остаться в стороне, проявив равнодушие. Более того, чтобы напрямую проследовать за ним, пришлось бы пройти через лежащий на земле подол одежды самарянина. Небольшая деталь в композиции усложняет моральный выбор. Относительно расположения на плоскости холста этот силуэт мы можем сопоставить с фигурой ослика. Они зеркально представляют собой крайние точки композиции по ширине пространства и являют собой разнонаправленное движение. Левит удалятся вглубь, практически исчезая вдали, в то время как ослик – единственный персонаж картины, который развернут в сторону зрителя.
Важные для значения картины детали выявляются с помощью анализа композиции. Ключевые фигуры смещены в сторону относительно центра в пространстве холста. Их расположение соответствует принципу золотого сечения – правилу соотношения пропорций, согласно которому меньшая часть относится к большей, как большая относится к целому. В живописи такой принцип позволяет создать расположение фигур в пространстве наиболее гармоничное для восприятия человеческого глаза. Условное сечение вдоль меньшего отрезка ширины картины проходит вдоль фигуры слуги – основной композиционной вертикали. В этой части располагается ключевой элемент и центр композиции – кувшин и раскрытая ладонь самарянина как символ дарованного милосердия.
Соприкосновение и объединение героев в композиционном пространстве выражает идею единства. Все три персонажа в этом единстве символизируют идею христианства как братства людей. Эта идея, заложенная в сюжете притчи, нашла отражение в ее визуальной трактовке.
Многогранность библейского сюжета дает художнику возможность глубокой и индивидуальной интерпретации. Творчество В.И. Сурикова на протяжении всей жизни, так или иначе, связано с религиозными сюжетами, эти произведения он наделяет личным смыслом. Картину «Милосердный самарянин» после окончания учебы Суриков подарил П.И. Кузнецову, своему «самарянину», в знак глубокой благодарности за оказанную ему поддержку во время учебы в Академии. Образ человека, которому оказывают поддержку, наделен внутренней силой. Каждый из персонажей картины совершает реальное или потенциальное действие, ни один из них не представлен пассивно. Образы слуги и осла, которыми Суриков дополняет библейский сюжет, в единстве представляют собой идею смирения души, через которое приобретается любовь в своем высшем проявлении, любовь к ближнему. Так художественный образ картины визуализирует не только идею милосердия и физического исцеления человека, но и спасение души через принятие христианской добродетели.
Ссылки на дополнительные материалы
Чат курса в Telegram:
https://t.me/howtoreadart

Используемые источники:

Василий Суриков: биография художника, известные картины | Артхив (artchive.ru)| Артхив (artchive.ru)| Артхив (artchive.ru)| Артхив (artchive.ru)| Артхив (artchive.ru)| Артхив (artchive.ru)| Артхив (artchive.ru)| Артхив (artchive.ru)| Артхив (artchive.ru)|
Книги из библиотеки музея:
Суриков В.И. Письма. Воспоминания о художнике. Вступительные статьи Н.А. Радзимовской, С.Н. Гольдштейн. Составление и комментарии Н.А. и З.А. Радзимовских, С.Н. Гольдштейн. Л., «Искусство», 1977.
Книги о Сурикове для дополнительного чтения:
1. Максимилиан Волошин «Суриков»
2. Наталья Кончаловская «Дар бесценный»
3. Владимир Шанин «Суриков, или трилогия страданий»
Видео о Сурикове:
«ИНВЕРСИЯ» - YouTube "Милосердный самарянин" (6:49)
Василий Суриков / Передвижники / Телеканал Культура - YouTube
«Утро стрелецкой казни» Василия Сурикова. Из курса «Как понимать живопись XIX века» - YouTube
Верроккьо – скульптор и живописец эпохи Возрождения, представитель Флорентийской школы. Еще одним знаменитым учеником Верроккьо является Сандро Боттичелли

(Крещение Христа. Ок. 1475, Галерея Уффици, Флоренция).
Джорджо Вазари (1511—1574) - итальянский живописец, архитектор и писатель. Автор биографий итальянских художников, который написал о Леонардо в 1550 году, 31 год спустя после его смерти.