Картина
«Милосердный самарянин» была создана Василием Ивановичем Суриковым на третьем курсе обучения в Императорской Академии художеств в качестве учебной работы на малую золотую медаль.
Через работу над визуализацией библейского сюжета Суриков демонстрирует все знания и умения, полученные за время учебы. Профессиональные задачи в Академии художеств зачастую решались именно через библейскую тематику.
Что мы видим? На переднем плане перед нами на земле лежит человек. Его выражение лица выражает страдание, его тело выглядит истощенным и болезненным, цвет кожи говорит о солнечных ожогах. Человек в белом облачении придерживает лежащего, принимая другой рукой жидкость из кувшина своего спутника. Суриков изображает момент притчи, когда самарянин, склонившись над несчастным, пытается помочь ему. Вдалеке видны очертания фигуры удаляющегося левита.
Несмотря на яркий контраст светотени фигур и локальные краскоформы формы, вся композиционная группа на первом плане первоначально представляет собой единое целое. Обращает на себя внимание условность окружающего пространства. Мы видим размытую линию горизонта, условное пространство земли и неба без лишних деталей. Это пространство мы можем определить как пустыню. Линия горизонта растворяется в раскаленном воздухе, делая границу между небом и землей еще более незначительной. Почему именно таким образом решено место действия на картине? Условность окружающего пространства акцентирует внимание на важности происходящего. Пейзаж не отвлекает его на себя. Не столь важно, где именно происходит событие, поскольку условно оно имеет отношение к каждому из нас.
Самым светлым пятном в картине, притягивающим к себе внимание, оказывается фигура самарянина. Белое одеяние и освещенность выделяют его в общем цветовом поле картины. В христианской традиции белый – цвет святости. В белые одежды облачались новообращенные христиане. Также примечательно то, как художник решает фигуру самарянина в действии. Образ самарянина является центральной фигурой между слугой и бедным путником, он не просто помогает страждущему, а выступает посредником, связывая воедино всех троих. Этот человек – проводник божественной энергии и идеи милосердия и человеколюбия. Принципиальное значение для притчи имеет то, что именно самарянин проявил милосердие к пострадавшему. Самаряне – враждебная по отношению к евреям этническая группа. Об этом существует упоминание в тексте Нового завета. Именно самарянин упоминается в притче Иисуса Христа как исполнитель заповеди о безусловной любви, не зависящей от кровного родства или культурного единства. Голову доброго самарянина покрывает куфия – мужской головной платок, распространенный в арабских странах. В целом облачение самарянина выделяет его среди полураздетых фигур на первом плане, что с одной стороны показывает материальное благополучие этого человека, с другой – подчеркивает его как иного по отношению к бедному путнику и своему слуге.
Вторым по интенсивности и насыщенности цветом в работе является красный. В данном случае красный цвет применен к персонажам самарянина и слуги, что объединяет их между собой. Красный цвет использован в символическом значении как источник жизни, в православии красный символизирует кровь Христа как жертву, принесенную во имя спасения человечества, а следовательно – и любовь к людям. Оба эти персонажа поддерживают жизнь человека. На первом плане прямо перед нами изображена фигура лежащего мужчины. В цветовом отношении он представляет собой контраст по отношению к другим персонажам. Цвет его кожи болезненного желтоватого оттенка, на нем – темно-синее полотно ткани. Глухой и холодный оттенок ткани противопоставлен фрагментам красного цвета в одеянии самарянина и слуги, вызывая ассоциации с парами противоположных понятий: «тепло-холод», «жизнь-смерть». Обратим внимание на положение его фигуры. Самарянин лишь слегка придерживает его, обнимает одной рукой. Человек же сам приподнимает себя, опираясь на согнутую руку. Это усилие выражено в виде рельефа напряженных мышц, проступивших на руках вен. Он совершает потенциальное движение вверх, тянется к помощи, прилагает усилие. Важным элементом трактовки сюжета является точка и угол зрения в композиции. Таким образом, фигура лежащего человека располагается близко к краю живописного полотна прямо перед зрителем, эмоционально вовлекая свидетеля милосердия в диалог с произведением искусства. Более того, фигура развернута в перспективе по направлению к зрителю, что еще больше стирает границу между реальностью и миром художественного образа. Тот самый человек, олицетворяющий роль ближнего для зрителя, оказывается ближним по отношению к нему и в буквальном смысле.
Третий персонаж образует с двумя фигурами композицию треугольника. Это темнокожий мужчина, условно именуемый слугой. Он стоит, склонившись, наливая масло в открытую ладонь, в равной степени совершая действие помощи. В композиции картины преобладают горизонтали, через фигуры слуги проходит основная вертикаль изображенного пространства, и одновременно с этим, он является высшей точкой композиции. Условно именуя каждого из героев картины, предназначение персонажа слуги можно углубить, назвав его слугой господа, принимающего отведенную ему роль и дарованное предназначение. Помогая путнику, он также является исполнителем божественной воли. В абстрактном описании притчи «О фарисее и самарянине» этот персонаж не упоминается, однако Суриков вводит его в качестве важного композиционного элемента. Для понимания значимости этого героя необходимо обратиться к социально-культурному контексту 70-х годов XIX века. В это время в академическую среду проникают передовые идеи мыслителей. Преобладающее в академической живописи, идеализированное и условное решение библейских сюжетов сменяется в изобразительном искусстве стремлением к большей реалистичности. В.И. Суриков трактует евангельский сюжет не как религиозный, а как исторический, прорабатывая типажи героев, делая их живыми и индивидуальными. Присутствие слуги в картине добавляет сюжету исторической правды: самарянин путешествует по опасному пути не в одиночку, а в сопровождении. Об исторической точности свидетельствует и внимательная проработка деталей: изображение серьги в ухе темнокожего мужчины говорит о его порабощении. В древнем Израиле туземец, ставший рабом, по истечении шести лет становился свободным, однако, если за этот период он успевал обзавестись семьей, последняя оставалась у господина. Любовь к родным часто заставляла раба пожертвовать свободой. В таком случае господин прокалывал ему ухо, после чего человек оставался рабом на всю жизнь. Важно и то, как Суриков изображает фигуру слуги. Художник делает фигуру раба не только значимым элементом композиции, но и важным участником сюжета, подчеркивая его человеческое достоинство.
Четвертый персонаж – фигура ослика, он представлен на третьем плане, и при этом является частью основной композиционной группы. Его образ также может быть трактован символически в контексте сюжета как символ мира. В Палестине было мало коней, потому обычно восточные правители отправлялись верхом на конях исключительно на войну. В мирное же время обычно путешествовали на ослах. В окружающем пространстве ослик стоит, склонившись именно там, где есть источник жизни – практически единственное место в этом пустынном пространстве, где что-то растет.
Обратимся к еще одному персонажу, который не входит в основную композиционную группу и даже не сразу бросается в глаза. Это образ левита. На дальнем плане виден силуэт человека, облаченного в светлые одежды. Он практически приблизился к линии горизонта, граница которой исчезает вдали. Его очертания сливаются с окружающим пространством. Его образ являет собой обезличенную, условную фигуру, которая выражает равнодушие занимаемой им позиции в притче. Согласно тексту, левит, так же как и священник, прошел мимо страдающего человека. При этом фигура левита являет собой важнейшую деталь для композиционного равновесия, поскольку основной вес композиции смещен влево. Таким образом, зрителю представлен альтернативный путь – последовать за левитом, остаться в стороне, проявив равнодушие. Более того, чтобы напрямую проследовать за ним, пришлось бы пройти через лежащий на земле подол одежды самарянина. Небольшая деталь в композиции усложняет моральный выбор. Относительно расположения на плоскости холста этот силуэт мы можем сопоставить с фигурой ослика. Они зеркально представляют собой крайние точки композиции по ширине пространства и являют собой разнонаправленное движение. Левит удалятся вглубь, практически исчезая вдали, в то время как ослик – единственный персонаж картины, который развернут в сторону зрителя.
Важные для значения картины детали выявляются с помощью анализа композиции. Ключевые фигуры смещены в сторону относительно центра в пространстве холста. Их расположение соответствует принципу золотого сечения – правилу соотношения пропорций, согласно которому меньшая часть относится к большей, как большая относится к целому. В живописи такой принцип позволяет создать расположение фигур в пространстве наиболее гармоничное для восприятия человеческого глаза. Условное сечение вдоль меньшего отрезка ширины картины проходит вдоль фигуры слуги – основной композиционной вертикали. В этой части располагается ключевой элемент и центр композиции – кувшин и раскрытая ладонь самарянина как символ дарованного милосердия.
Соприкосновение и объединение героев в композиционном пространстве выражает идею единства. Все три персонажа в этом единстве символизируют идею христианства как братства людей. Эта идея, заложенная в сюжете притчи, нашла отражение в ее визуальной трактовке.
Многогранность библейского сюжета дает художнику возможность глубокой и индивидуальной интерпретации. Творчество В.И. Сурикова на протяжении всей жизни, так или иначе, связано с религиозными сюжетами, эти произведения он наделяет личным смыслом. Картину «Милосердный самарянин» после окончания учебы Суриков подарил П.И. Кузнецову, своему «самарянину», в знак глубокой благодарности за оказанную ему поддержку во время учебы в Академии. Образ человека, которому оказывают поддержку, наделен внутренней силой. Каждый из персонажей картины совершает реальное или потенциальное действие, ни один из них не представлен пассивно. Образы слуги и осла, которыми Суриков дополняет библейский сюжет, в единстве представляют собой идею смирения души, через которое приобретается любовь в своем высшем проявлении, любовь к ближнему. Так художественный образ картины визуализирует не только идею милосердия и физического исцеления человека, но и спасение души через принятие христианской добродетели.