В этом блоке давайте рассмотрим, как «теория модусов», описанная в «Письмах» Пуссена, визуализируется в картине
«Танкред и Эрминия», написанной в 1630-е годы.
Что изображено? Если помните, мы уже говорили, что для картины «Танкред и Эрминия» Пуссен берет сюжет из поэмы 16 века «Освобожденный Иерусалим», написанной Тарквато Тассо. В поэме есть несколько любовных историй. Одна из них повествует об амазонке – Эрминии, влюблённой в рыцаря Танкреда, которая находит его раненым после поединка с великаном Аргантом. Оруженосец Танкреда Вафрин приподнимает с земли неподвижное тело рыцаря, а Эрминия, в порыве любви и сострадания, отсекает мечом свои волосы, обладавшие силой исцеления, чтобы перевязать ими раны рыцаря.
На картине как раз представлена сцена, когда Эрминия в порыве склоняется над раненым Танкредом и отсекает свои пряди. Основная особенность картины в том, что художник выбирает необычные декорации для средневекового сюжета. Данная сцена трактуется как мотив античной мифологии. А герои похожи на античные скульптуры за счет акцента на изображении фигур персонажей (вспоминаем принципы «Метода Пуссена»). Их позы возвышенны и театральны.
Цветовое и световое решение картины В цветовом оформлении мы видим характерные особенности Пуссена. Театральный свет подчеркивает главных героев на переднем плане – Эрминию и Танкреда, а также оруженосца Вафрина. В цветовом оформлении эти акценты также остаются. На темном, коричневатом фоне пейзажа выделяются сильные, яркие цвета: золотистые доспехи и щиты у Танкреда и Вафрина, золотисто-желтая накидка на седле Эрминии, а также яркое закатное небо. Выделяются также красное одеяние Танкреда, красное перо в шлеме Вафрина и синее платье Эрминии. Цвета очень ясные, звучные.
Идея произведения Пуссена интересует противопоставление в человеке страсти, любви и рациональности, долга. Вот и на этой картине мы видим героиню, которая является совершенной личностью, которая при этом борется за любовь.
Давайте теперь обратимся к теории модусов Пуссена, чтобы понять идею произведения.
Пуссен описывал модусы следующим образом: «
модусы древних представляли совокупность различных элементов, соединенных вместе, … каждый из них содержит всегда нечто особенное, … что давало возможность вызывать в душах созерцающих различные страсти». И далее перечисляет модусы:
«
…они называли дорический модус крепким, важным и строгим и применяли его для сюжетов важных, строгих и полных мудрости. А переходя к предметам приятным и радостным, они пользовались фригийским модусом, чтобы добиться тех мельчайших переливов, той остроты, которыми он превосходит все другие модусы. … этот модус – страстный, неистовый, очень суровый и приводящий людей в изумление. Они хотели также приноровить лидийский модус к предметам печальным, так как он не обладает ни скромностью дорийского, ни строгостью фригийского. Иполидийский содержит известную сладостную мягкость, которая наполняет души созерцающих радостью. Он подходит к предметам божественным, к сюжетам славы и рая. Древние изобрели также ионийский, которым пользовались для изображения плясок, вакханалий и празднеств в виду его радостного характера». Итак, перед нами 5 модусов: строгий, страстный, печальный, мягкий и радостный. Давайте кратко обобщим сюжет и цветовое решение нашей картины и выберем один из них.
«Танкред и Эрминия» представляет нам средневековую историю в декорациях античного мифа. Эрминия, которая является дочерью царя сарацинов, полюбила своего врага – рыцаря, который хочет захватить Иерусалим, и, по сути, совершила предательство. Танкред честно сражался с языческим воином и победил в этой битве, хоть и оказался тяжело ранен. Древнегреческая мифология четко дает нам понять, что выбор нужно сделать в пользу долга – есть классический миф об Оресте, которому пришлось убить мать, чтобы отомстить за отца. Но вспомним цветовое оформление: золотой, красный, синий. Танкред как раз облачен в золотую броню и в красный плащ – цвет страсти и войны, подчеркивающий отвагу и героизм рыцаря. Эрминия же одета в синее – цвет благородства и разума. Долг в ее случае – это не убить своего врага, а помочь ему, совершив благородный поступок спасения. Пусть даже в жертву в таком случае она должна принести свой статус, свою свободную жизнь и свободу своего народа. Важно, что совершает она этот поступок, полностью осознавая все последствия, а не в порыве безудержной страсти и любви. Это подчеркивает и синий цвет ее платья, и золотая накидка на ее белом коне, и блестящие рыцарские доспехи, изображенные рядом с ней. Она словно становится третьим рыцарем, участвующим в невидимом, но, возможно, более тяжелом поединке с самим собой.
Таким образом, это произведение и на уровне цветового оформления, и на уровне сюжета предлагает нам увидеть пример дорического модуса. А как кажется вам? Делитесь своими размышлениями в нашем чате в Telegram, будем обсуждать. Спасибо за внимание. До новых встреч.