Альбрехт Дюрер – «лицо с обложки» эпохи Возрождения
В прошлой лекции мы с вами поговорили о Леонардо да Винчи – одном из самых популярных художников эпохи Ренессанса. В этот раз мы предлагаем обратиться к творчеству художника из Германии, представителя так называемого «Северного Возрождения» – Альбрехта Дюрера.
Но предлагаю сперва немного поговорить о том, что же такое Северное Возрождение. Это искусство конца 15–16 века в странах за пределами Италии: в Германии, Нидерландах, Франции, Англии, Швейцарии и Испании. Конечно, Итальянское Возрождение – это очень важный, яркий, и, наверное, самый насыщенный период для истории искусства. Но Северное Возрождение – не менее интересный и запоминающийся этап. И вот две его отличительные черты.
Во-первых, искусство Северного Возрождения опирается на религиозное обновление. Важной идеологической составляющей того времени являлась Реформация. А в Италии в то время активно развивалась культура, обращающаяся к античному искусству и философии.
Во-вторых, опорой этого искусства является готическое наследие с идеей служения, самоотверженности и жертвы. Художники Севера практически не уделяют внимание изучению анатомии и античного наследия (в отличие от уже знакомого нам да Винчи – вспоминаем предыдущую лекцию), но сосредотачиваются на очень тщательной и детализированной технике письма, что созвучно распространенным в те времена идеям «пантеизма» – мистического учения о том, что Бог присутствует во всех своих созданиях (в животных, растениях, скалах, морях и даже в самой мельчайшей крупице), однако в человеке Бог явлен в наиболее концентрированном виде. Именно поэтому главным героем Северного Возрождения тоже становится человек, как и в Италии, хотя причины здесь разные.
Надеюсь, вы немного представили этот период истории искусства. Теперь давайте переместимся в Германию, в начало нашей истории.
Альбрехт Дюрер родился в 1471 году в Нюрнберге, в многодетной семье – у Дюреров было восемнадцать детей, некоторые, как писал сам художник, умерли «[одни] в юности, другие, когда выросли». Отец художника – владелец ювелирной мастерской, мечтал о том, что сын продолжит его работу. Но Альбрехт выбрал другой путь и в возрасте 15 лет пошел в мастерскую ведущего нюрнбергского художника того времени Михаэля Вольгемута. У Вольгемута Дюрер освоил не только живопись, но и гравирование по дереву.
Во время учебы Дюрер объездил ряд городов в Германии, Швейцарии и Нидерландах, где он изучал новые техники и практиковал рисунок. В 24 года художник открыл собственную мастерскую в родном городе и в течение последующих десяти лет создал там значительную часть своих гравюр. После выхода в свет серии «Апокалипсис» Дюрер прославился в Европе как мастер гравюры.
Но вообще, художник увлекался не только гравюрой – в его арсенале огромное количество разных техник. Дюрер делал работы на дереве и меди, писал акварельные этюды, создавал портреты и большие полотна на религиозную тему. Также он работал над учебником рисования, теоретическими трактатами и геометрическими выкладками, расписывал вазы, изготавливал витражи и ювелирные украшения. Есть ощущение, что его больше интересовало не само изображение, а способ его нанесения.
А вообще, художник увлекался не только искусством. Дюрер также заслужил широкую известность как математик, прежде всего, геометр, изучавший теорию перспективы, построения геометрических фигур и разработку шрифтов. А еще он работал над проектированием новых оборонительных укреплений. Можно сказать, что Альбрехт Дюрер очень разносторонний человек. Но его уникальность не только в этом.
В названии этого блока мы указали, что Дюрер является «лицом с обложки» – самым узнаваемым художником Северного Возрождения. И вот почему: Дюрер обладал привлекательной внешностью и часто писал себя. Автопортрет для Дюрера – это средство подчеркнуть свой статус и отметить определённый этап жизни. Пожалуй, он единственный, не из ныне живущих художников, которого мы можем увидеть и в детстве, и в юношестве, и в зрелости. А еще Дюрер часто включал себя в большие религиозные полотна. Мы оставили для вас ссылку на видео, где можно посмотреть известные произведения, на которых художник изобразил сам себя.
Для Северной Европы того времени Дюрер представлял собой новый тип художника, окончательно порвавшего со средневековой анонимностью. Он полностью открыт нам и понятен. Через свои автопортреты, через другие произведения, демонстрирующие удивительные навыки работы в самых разнообразных техниках, а еще – через дневники и заметки. Удивительно ясно и просто написанные. Как будто его автор находился в моменте постоянной рефлексии и фиксации. Эти произведения, эти записи, позволяют нам сейчас понять, как же работал мастер. Какой исследовательский дух в нем жил.
Есть еще короткая история, которая не относится к анализу биографии, но очень точно передает характер художника. В видео, о котором шла речь ранее, есть один интересный автопортрет, написанный для лечащего врача. Дюрер изобразил себя обнаженным по пояс и отметил место на теле, где у него серьезные боли. На основании рисунка и описания врач понял, что у художника воспаление. Но вот история его заболевания показывает нашего героя как очень любопытного человека. Это событие произошло, когда Дюрер был уже пожилым. На берег близ города Нерензее выбросился кит. И художник, конечно же, решил срочно ехать туда, чтобы посмотреть на это зрелище. Пока он добирался до места, холод и ветер пошатнули его здоровье, и он, в результате, заболел. Вот такая любопытная история.
Надеюсь, вы узнали в этом блоке что-то новое и смогли представить себе этого необыкновенного человека. А теперь давайте углубимся в творчество и разберем, что же относится к «методу Дюрера».
«Метод Дюрера»: внимание к деталям
В этом блоке давайте разберем особенности работы Дюрера в самых разных техниках. Посмотрим на 3 самые основные техники: это гравюры, акварели и живопись.
1. Гравюры. Вспомним, что гравюра – это печатный оттиск на бумаге (или на сходном материале) с пластины («доски»), на которую нанесён рисунок посредством гравирования. Гравюрам Дюрера, как и многих художников именно Северного Возрождения, свойственна тщательная и детализированная техника письма. Посмотрите на этого Носорога. Он как раз является примером того, насколько тщательно художник прорисовывал каждую деталь. Также гравюры Дюрера часто выполнялись различными материалами, иногда и в их комбинациях. Но необычайной выразительности он достиг в ксилографии (гравюра на дереве). До Дюрера в ксилографии господствовал контурный рисунок, но он передавал форму предметов, объём и светотень с помощью разнообразных штрихов, что усложняло задачу резчика. Примером является серия «Апокалипсис», которая сделала Дюрера очень известным.
2. Акварели и другие графические работы. Отличаются они также очень тщательной проработкой. Однако графические работы были больше вспомогательным материалом, интересные приемы художник часто переносил на крупные произведения: гравюры и картины.
3. Живопись Дюрера отличают яркие, звучные, эмалевые краски. На картинах чаще всего изображены религиозные сцены – это особенность, характерная для многих художников Северного Возрождения. В написании портретов Дюрер продолжал традицию, сложившуюся в живописи Северной Европы: модель представляется в трёхчетвертном развороте на фоне пейзажа, все детали изображены очень тщательно и реалистично. В изображении обнаженного тела Дюрера отличает выбор сложных ракурсов, персонажей в движении. О том, как он создает идеальные пропорции в изображении человека, можно прочесть в трактате «Четыре книги о пропорциях человека». Давайте поближе познакомимся с этим трактатом.
Заметки Дюрера как теория для начинающих художников
В этом блоке мы обратились к заметкам художника. Мы взяли «Руководство к измерению циркулем и линейкой» и «Четыре книги о пропорциях человека» (ссылки на книги мы оставили в подборке), прочли их и выделили избранные цитаты. Вы можете их изучить, если откроете конспект лекции. А сейчас давайте в общих чертах познакомимся с этими трактатами. Пойдем по уже знакомому нам плану.
Научный труд Дюрера «Руководство к измерению циркулем и линейкой» впервые вышел в 1525 году и предназначался автором для художников. «Руководство…» впоследствии переводилось на латинский язык и выдержало многочисленные издания в течение последующих столетий. «Четыре книги о пропорциях человека» вышли чуть раньше, в 1523 году. Считается, что это первая книга Альбрехта Дюрера. Обе работы представляют собой методические заметки, включающие в себя схемы, рисунки и способы расчётов, способствующие созданию грамотно выстроенного рисунка.
1. Настроение текста
Важной особенностью этих текстов является использование в них разговорного языка. Во время первых изданий книг их изучали на уроках по геометрии. То есть написаны они так, что ученикам при изучении науки геометрии было все понятно.
Поэтому, в отличие от «Трактата о живописи» Леонардо, данные произведения читаются крайне легко. Автор не использует богатство средств выразительности речи, предпочитая ему простые объяснения и зарисовки, точно демонстрирующие суть написанного. Однако для читателя, который не занимается живописью и не изучает геометрию, процесс чтения вряд ли будет в радость, как раз таки из-за большого количества этих зарисовок. Но наш конспект всегда придет вам на помощь. Можете к нему обратиться.
2. Тема текста
Основной темой текста, как и у Да Винчи, является передача практического опыта живописания. Вот что сам Дюрер писал в «Руководстве»: «Единственной же причиной, почему живописцы находили удовольствие в своих заблуждениях, было то, что они не изучали науки измерения, без которой невозможно сделаться настоящим мастером; но это была вина их учителей, которые и сами не владели таковой наукой. Но так как она является истинной основой всякой живописи, я решил изложить ее начала и основания для всех жаждущих знаний юношей, дабы они, овладев искусством измерения с помощью циркуля и линейки, могли бы благодаря этому познать и увидеть своими глазами истину, и чтобы они не только жаждали знаний, но также могли достигнуть настоящего и более полного понимания». В этой книге Дюрер помогает следующим поколениям художников достигнуть мастерства в рисунке и измерениях.
Тема «Четырех книг о пропорциях» чуть сужается – в этой работе автор уже концентрируется именно на приемах измерения и изображения человеческого тела. Так он пишет об этом в трактате: «Но если пропорции хорошо изучены и сделались привычными, то потом любая фигура может быть легко сделана уже без измерения».
3. Смысл заглавия
Название «Руководство к измерению циркулем и линейкой» указывает на то, что цель этой работы – разъяснить, как именно нужно работать инструментами, предназначенными для создания рисунка, – циркулем и линейкой.
Название «Четыре книги о пропорциях человека» создает у нас впечатление, что перед нами серия книг, в которых проводится тщательный анализ изображения человеческой фигуры. Однако, в действительности, «книги», о которых говорится в названии – это, скорее, небольшие разделы. Сам автор называет их «книжечки». Но в этих «книжечках» очень детально расписаны различные приемы написания человеческого тела.
4. План текста и краткое изложение. Соотношение начала и конца
«Руководство…» состоит из трех глав, которые обобщают некоторые достижения античности и средневековья, а также включают личные открытия Дюрера. В первой части книги даются определения простейших геометрических понятий (например, линия, точка. см. в конспект) и рассматриваются задачи на построение, связанные с окружностями и отрезками. Во второй книге обсуждаются методы построения правильных многоугольников. Третья книга представляет собой руководство по использованию сложных технических инструментов, предназначенных для измерения.
«Четыре книги…» состоят из 4 глав, посвященных описанию основных принципов изображения человеческих фигур. В первой книге автор отмечает основные способы измерения и создания рисунка, а также отдельно расписывает, как изображать различные фигуры: например, толстого мужчину, толстую женщину, женщину и мужчину разного роста, отдельно части тела – головы и руки – и поясняет, как можно увеличить или уменьшить разные фигуры. Во второй главе Дюрер показывает, как можно искажать человеческую фигуру при помощи масштаба. В третьей главе автор дает наставления о том, какие принципы необходимо учитывать, чтобы рисунок был гармоничным. И в заключительной, четвертой главе, автор снова возвращается к изображению фигур и показывает, как можно разворачивать тела, поворачивая их в суставах.
Начало каждого трактата сопровождается предисловием (посвященным господину Вилибальду Пиркгеймеру (политику, юристу, другу художника), в котором автор поясняет, с какой целью и для кого написана работа. А в конце каждого раздела есть небольшой итог с результатами. Например, с такими: «Но в дальнейшем каждый волен выбирать, будет ли он пользоваться всеми вышеописанными понятиями различий и каким образом. Ибо всякий может, если ему угодно, учиться работать с помощью знаний, в которых заключена истина, или он может работать без знаний, хотя при такой произвольности каждая вещь будет сделана неправильно, так что его усилия вызовут лишь насмешки знатоков».
5. Прием
Отличительная черта «Руководства» и «Четырех книг» состоит в том, что каждый тезис автора сопровождается его зарисовкой: «Поэтому я намереваюсь рисовать рядом все вещи, которые я буду описывать в этой книжечке, чтобы юноши видели все, что я делаю, изображенным перед глазами, и тем лучше бы это поняли». Данные зарисовки наиболее точно разъясняют теорию, которую тут же формулирует автор.
6. Образ автора
Автор выступает в первую очередь как активный практик, который передает свои знания начинающим художникам. И это у него прекрасно получается – теория перспективы, описанная в трактатах, вызвала живейший интерес.
А расчеты Дюрера и по сей день используют для преподавания основ изображения человеческого тела. В художественных школах примерно так и изображают основу человеческого тела, как здесь описал Дюрер: «Если я намереваюсь сделать изображение человека, то прежде всего я поступаю таким образом: я беру линейку длиннее, чем фигура, и провожу на ней прямую линию такой длины, какой должна быть изображенная фигура, так, чтобы один конец касался макушки головы, а другой подошв. И для каждой фигуры, длинной или короткой, я провожу свою особую линию и особым образом ее разделяю, и поэтому всякий раз, когда я называю какую-либо часть и обозначающее ее число, я беру их всегда из длины всей фигуры от макушки до подошв. И я старательно делю всю длину, которую я обозначаю цифрой 1, на части от двух до пятидесяти или ста частей, сколько мне нужно, наношу их точками на линейку возле длинной линии, провожу из них линии вверх до высоты макушки и обозначаю их цифрами 2, 3, 4 и т. д.».
Итак, общие представления о трактатах мы получили. Давайте рассмотрим данные тезисы на материале анализа диптиха «Адам и Ева».
Идеальные пропорции в диптихе «Адам и Ева»
В этом блоке давайте рассмотрим идеи, представленные в трактатах, на примере диптиха «Адам и Ева».
Что изображено?
Эта работа была создана Дюрером в 1507-ом году. Художественное пространство правой картины представляет Еву, стоящую возле Древа познания добра и зла и принимающую от змия-искусителя красное наливное яблоко. Художественное пространство левой картины представляет Адама с плодовой веткой яблони в руке.
Сюжет этой картины является, пожалуй, самой известной историей уже как 2000 лет. Ветхозаветные герои изображены в момент заигрывания друг с другом. Ева, кокетничая со своим партнером позой, жестами и игривым взглядом, пытается предложить яблоко соблазна Адаму. В свою очередь Адам, поддаваясь искушению, также преподносит ветку с яблоком Еве. То есть, на этой картине оба прародителя представлены виновными в грехопадении, ибо каждый из них отступил от заповедей Божиих. Произведение демонстрирует, что грех произошел не от Бога и не от природы, а от своеволия Адама и Евы, от их уклонения от закона Божия, ослушания, эгоизма и себялюбия. Каждый ветхозаветный прародитель представлен в пределах некоего обособленного пространства по той причине, что решился на соблазн другого не из-за безграничной любви к нему, а лишь ради удовлетворения собственных эгоцентрических побуждений.
Цветовое решение картины
Эта обособленность подчеркнута и в цветовом решении. Светлые тела героев выделяются на фоне темной бездны. Этот цвет символизирует темное пространство, куда погружаются главные герои.
Фигуры героев
На контрасте с темным фоном выделяется детальная проработка фигур героев. Герои представляют собой некий идеал красоты. Причем художник подчеркивает, что его герои - идеал немецкой красоты. О том, что такое идеальные пропорции, и существует ли идеал человеческой красоты, Дюрер писал в одном из своих трактатов. Обратимся к цитате: «Я думаю, нет на свете человека, который мог бы представить себе полнейшее совершенство хотя бы малейшего живого творения, не говоря уже о совершенстве человека, который является высшим творением бога и которому подчинены все другие создания…. Ибо человеческого разума для этого недостаточно. Лишь одному богу известно все это, а также тому, кому он это открывает. Истина же могла бы состоять только в нахождении прекраснейшей фигуры и наилучших пропорций человека, которые превзошли бы все прочие». Другими словами, художник здесь утверждает, что есть некий «рецепт» по созданию идеальных пропорций человека.
Давайте же узнаем, какие рекомендации предлагает нам художник.
«Поскольку человек, как упоминалось ранее, есть целое, собранное из многих частей, из которых каждая имеет свою особую форму, следует обращать большое внимание на все, что могло бы испортить эти вещи, и избегать этого, а также старательно воспроизводить истинные природные особенности, по возможности не отклоняясь от них.
Для того чтобы сделать все это приятным для взора, нужно много внимания и большое усердие. И возьмем сначала голову, как она ранее описана в других книжечках, – каких только она не имеет редкостных закруглений! И подобным же образом и в других вещах, – сколько в каждой из них требуется редкостных линий, которые не подведешь ни под какое правило и которые приходится проводить, следуя от точки к точке. И в равной мере старательно должны быть нарисованы лоб, щеки, нос, глаза, рот и подбородок с их выпуклостями и вогнутостями и различными особыми формами, так, чтобы не была упущена ни малейшая частица, которая может быть изображена при большой тщательности. И если каждая частица должна быть хороша сама по себе, то все вместе также должно быть хорошо сгармонировано. Это значит, что шея должна соответствовать голове и не должна быть ни слишком короткой, ни слишком длинной, ни слишком толстой или тонкой. Далее, необходимо также следить за тем, чтобы тщательно нарисовать грудь, живот, спину и зад, ноги, ступни, руки и кисти рук со всем относящимся к ним и чтобы мельчайшие части были сделаны искусно и наилучшим образом. И в произведении эти вещи должны быть выполнены чисто и с величайшей тщательностью, причем, насколько это возможно, не должны быть упущены даже мельчайшие морщинки и частички.
Ибо соразмерные вещи считаются прекрасными. Поэтому в каждой фигуре должен быть также показан единый возраст во всех ее частях и членах, чтобы не случилось, что голова написана с юноши, грудь со старика, руки и ноги с человека средних лет, и чтобы фигура не была сделана спереди юной, сзади же старой или наоборот. Ибо, поскольку это противно природе, это дурно. Поэтому каждая фигура должна быть целиком однородной – либо молодой, либо старой, либо средних лет, худой или жирной, мягкой или жесткой».
Удивительно, насколько тщательно художник подходит к изображению каждой детали, каждого фрагмента человеческого тела. И насколько его устремления приближаются к идеалу. Но не будем забывать, что главные герои картины "Адам и Ева" являются своего рода напоминанием людям о греховности, предупреждением о роковых последствиях первородного греха.
Делитесь своими впечатлениями об этой картине в нашем чате в Telegram. В следующий раз мы поговорим о возвращении к греческим истокам в творчестве Никола Пуссена. До скорой встречи!
Избранные цитаты
Про живопись: «Я не обращаю внимания на то, что у нас теперь, в наши времена, некоторые весьма презирают искусство живописи и утверждают, будто оно служит идолопоклонству. Ибо всякий христианин столь же мало может быть склонен к ложной вере картиной или статуей, как добродетельный человек – к убийству тем, что он носит оружие на боку. Надо быть поистине неразумным человеком, чтобы молиться на картину, дерево или камень. Поэтому картина, если она достойна, искусно и хорошо выполнена, приносит больше добра, чем зла.»
Источник искусства: "Ибо, поистине, искусство заключено в природе; кто умеет обнаружить его, тот владеет им. Если ты овладеешь им, оно освободит тебя от многих ошибок в твоей работе. И многое в своей работе ты можешь доказать с помощью геометрии. Чего же ты не сумеешь доказать, то ты должен оставить на усмотрение и суд людей. И много в таких вещах значит опыт. Но чем точнее соответствует жизни твое произведение, тем оно кажется лучше, и это правильно. Поэтому не воображай никогда, что ты можешь сделать что-либо лучше, нежели творческая сила, которую бог дал созданной им природе. Ибо твои возможности ничтожны по сравнению с творением бога. Отсюда следует, что ни один человек никогда не сможет создать из собственной фантазии ни одной прекрасной фигуры, если только он не наполнил таковыми свою душу в результате постоянной работы с натуры. Но тогда это следует называть не собственным, но благоприобретенным и изученным искусством, которое оплодотворяется, произрастает и приносит свои плоды. Так обнаруживаются в новых творениях тайно накопленные сокровища сердца, которые художник черпает из него в готовой форме"
Точка: «Точка же это такая вещь, которая не имеет ни величины, ни длины, ни ширины, ни толщины. И все же она есть начало и конец всех телесных вещей, которые могут быть сделаны или представлены в воображении. Как известно тем, кто понимает в этой науке, точка не занимает никакого места, ибо она неделима, однако в наших чувствах и мыслях она может быть помещена в любом конце или месте. Ибо я могу мысленно забросить точку высоко в воздух или поместить в глубину, которой я сам не могу достигнуть.»
Линия: «Если же теперь протянуть эту точку от ее первоначального места до другого конца, то это называется линией, и эта линия представляет собой длину без всякой толщины и ширины и может быть протянута сколь угодно далеко. … Теперь следует заметить, что линии могут быть проведены различным образом, и особенно [важны] три линии, из которых можно многое сделать. Это, во-первых, прямая линия, во-вторых, линия окружности и затем еще кривая линия, которая делается от руки или может быть проведена от точки к точке, в чем некоторые проявляют искусство, выводя из нее много различий.»
Умеренность: "Необходимо, чтобы каждый проявлял умеренность в своей работе. Тот, кто хочет сделать нечто хорошее, не должен ничего отнимать от натуры и ничего неестественного к ней добавлять. Некоторые изменяют так мало, что этого совсем нельзя различить. Это не имеет смысла, так как это не заметно. Но изменять слишком много тоже не годится; лучше всего хорошая середина. И если я в этой книжечке раньше многое доводил до крайностей, то я делал это для того, чтобы достигнуть большей наглядности при малых размерах. Кто же захочет работать этим способом в больших размерах, тот не должен следовать этим моим крайностям, но должен смягчать их в своих фигурах, дабы последние не стали звероподобными, но были бы приятны для взора. Ибо неприятно видеть искажения, если они неправильно сделаны и неискусно применены.
И мы должны следить с большим вниманием, чтобы безобразное и неподобающее не вплеталось в нашу работу. Поэтому мы должны избегать делать в фигурах ненужные вещи, без которых они были бы прекрасными, ибо это дурно. Возьми для примера слепых, параличных, высохших калек и хромых. Все подобное уродливо из-за недостаточности. Подобным же образом следует избегать чрезмерного, например если бы кто-нибудь захотел сделать кому-то три глаза, три руки или три ноги. И чем более устраняют вышеназванные уродства и, напротив, создают правильные, сильные, яркие, нужные вещи, какие обычно любят все люди, тем лучше становятся произведения, ибо подобное почитается красивым. Итак, красота заключена в человеке, однако наша оценка ее столь сомнительна, что мы подчас находим прекрасными и приятными двух людей, не похожих друг на друга ни в одной части или члене ни по пропорциям, ни по типу. И мы не можем также определить, который из них красивее, настолько слепо наше знание. Поэтому, если мы и высказываем об этом суждение, оно неточно. И может случиться, что в некоторых частях один превосходит другого, мы же этого совершенно не замечаем."
Основная идея: "Ибо не может быть никакой свободы в работе без знаний, так же как и знания остаются скрытыми при отсутствии навыка. Поэтому, как сказано выше, они должны быть вместе. И поэтому необходимо научиться искусно измерять. Кто хорошо умеет это, тот делает удивительные вещи. Изо, как говорилось выше, человеческое тело не может быть вычерчено с помощью линейки и циркуля, но должно быть нарисовано от точки к точке. Без правильных же измерений никто не может сделать ничего хорошего.
Кто примет это мое учение и будет следовать ему и возьмет за правило сначала придавать фигурам при помощи измерений правильные пропорции, затем правильно устанавливать и сгибать их и рисовать в плане и лишь после этого изображать их в перспективе и, таким образом, искусно вводить в картину или иное произведение, тот скоро убедится, какую пользу он может извлечь из этого. И, без сомнения, многие сумеют найти больше, нежели показано или упомянуто здесь. И поскольку это мое руководство может во многих местах показаться трудным, следует иметь в виду, что вещи, трудные для понимания, нельзя выучить без усилий и прилежания. И на этом, милостивый государь, я хочу на сей раз закончить мое писание, чтобы, если бог даст, написать в дальнейшем о том, что еще относится к живописи, дабы таковое искусство основывалось не только на практике, но могло бы быть со временем изучено и усвоено на основе истинного и верного знания во славу божью и на пользу и удовольствие всем любителям искусства."
Ссылки на дополнительные материалы
Чат курса в Telegram:
https://t.me/howtoreadart

Используемые источники:

Жуковский В.И. Искусство Возрождения: учебное пособие / В.И. Жуковский; Краснояр. гос. ун-т. – Красноярск, 2006. – 299 с.
Картины Альбрехта Дюрера (живопись), смотреть творчество художника, фото работ с названиями | Артхив (artchive.ru)
Книги из библиотеки музея:
А. Дюрер «Дневники, письма, трактаты» т. 1. / Государственное издательство «Искусство». - Ленинград, 1957.
Ц. Нессельштраус «Альбрехт Дюрер» / Государственное издательство «Искусство». - Ленинград, 1961.
Книги о Дюрере для дополнительного чтения:
1. Ян Бергер «Альбрехт Дюрер»
2. А.Ю. Королева «Дюрер»
3. Джулия Бартрум «Дюрер»
Видео про Дюрера:
1. Выставка Дюрера в Историческом музее (2021)/ Oh My Art - YouTube
2. Альбрехт Дюрер. "Меланхолия" / Мост над бездной / Телеканал Культура - YouTube
Самой знаковой фигурой этого времени является Мартин Лютер. По легенде, 31 октября 1517 года прибил к дверям виттенбергской Замковой церкви свои «95 тезисов», в которых выступал против существующих злоупотреблений католической церкви
Михаэль Вольгемут (1434–1519) - немецкий живописец, гравёр и резчик по дереву.