В прошлой лекции мы с вами поговорили о Леонардо да Винчи – одном из самых популярных художников эпохи Ренессанса. В этот раз мы предлагаем обратиться к творчеству художника из Германии, представителя так называемого «Северного Возрождения» – Альбрехта Дюрера.
Но предлагаю сперва немного поговорить о том, что же такое Северное Возрождение. Это искусство конца 15–16 века в странах за пределами Италии: в Германии, Нидерландах, Франции, Англии, Швейцарии и Испании. Конечно, Итальянское Возрождение – это очень важный, яркий, и, наверное, самый насыщенный период для истории искусства. Но Северное Возрождение – не менее интересный и запоминающийся этап. И вот две его отличительные черты.
Во-первых, искусство Северного Возрождения опирается на религиозное обновление. Важной идеологической составляющей того времени являлась
Реформация. А в Италии в то время активно развивалась культура, обращающаяся к античному искусству и философии.
Во-вторых, опорой этого искусства является готическое наследие с идеей служения, самоотверженности и жертвы. Художники Севера практически не уделяют внимание изучению анатомии и античного наследия (в отличие от уже знакомого нам да Винчи – вспоминаем предыдущую лекцию), но сосредотачиваются на очень тщательной и детализированной технике письма, что созвучно распространенным в те времена идеям «пантеизма» – мистического учения о том, что Бог присутствует во всех своих созданиях (в животных, растениях, скалах, морях и даже в самой мельчайшей крупице), однако в человеке Бог явлен в наиболее концентрированном виде. Именно поэтому главным героем Северного Возрождения тоже становится человек, как и в Италии, хотя причины здесь разные.
Надеюсь, вы немного представили этот период истории искусства. Теперь давайте переместимся в Германию, в начало нашей истории.
Альбрехт Дюрер родился в 1471 году в Нюрнберге, в многодетной семье – у Дюреров было восемнадцать детей, некоторые, как писал сам художник, умерли «[одни] в юности, другие, когда выросли». Отец художника – владелец ювелирной мастерской, мечтал о том, что сын продолжит его работу. Но Альбрехт выбрал другой путь и в возрасте 15 лет пошел в мастерскую ведущего нюрнбергского художника того времени
Михаэля Вольгемута. У Вольгемута Дюрер освоил не только живопись, но и гравирование по дереву.
Во время учебы Дюрер объездил ряд городов в Германии, Швейцарии и Нидерландах, где он изучал новые техники и практиковал рисунок. В 24 года художник открыл собственную мастерскую в родном городе и в течение последующих десяти лет создал там значительную часть своих гравюр. После выхода в свет
серии «Апокалипсис» Дюрер прославился в Европе как мастер гравюры.
Но вообще, художник увлекался не только гравюрой – в его арсенале огромное количество разных техник. Дюрер делал работы на дереве и меди, писал акварельные этюды, создавал портреты и большие полотна на религиозную тему. Также он работал над учебником рисования, теоретическими трактатами и геометрическими выкладками, расписывал вазы, изготавливал витражи и ювелирные украшения. Есть ощущение, что его больше интересовало не само изображение, а способ его нанесения.
А вообще, художник увлекался не только искусством. Дюрер также заслужил широкую известность как математик, прежде всего, геометр, изучавший теорию перспективы, построения геометрических фигур и разработку шрифтов. А еще он работал над проектированием новых оборонительных укреплений. Можно сказать, что Альбрехт Дюрер очень разносторонний человек. Но его уникальность не только в этом.
В названии этого блока мы указали, что Дюрер является «лицом с обложки» – самым узнаваемым художником Северного Возрождения. И вот почему: Дюрер обладал привлекательной внешностью и часто писал себя. Автопортрет для Дюрера – это средство подчеркнуть свой статус и отметить определённый этап жизни. Пожалуй, он единственный, не из ныне живущих художников, которого мы можем увидеть и в детстве, и в юношестве, и в зрелости. А еще Дюрер часто включал себя в большие религиозные полотна. Мы оставили для вас
ссылку на видео, где можно посмотреть известные произведения, на которых художник изобразил сам себя.
Для Северной Европы того времени Дюрер представлял собой новый тип художника, окончательно порвавшего со средневековой анонимностью. Он полностью открыт нам и понятен. Через свои автопортреты, через другие произведения, демонстрирующие удивительные навыки работы в самых разнообразных техниках, а еще – через дневники и заметки. Удивительно ясно и просто написанные. Как будто его автор находился в моменте постоянной рефлексии и фиксации. Эти произведения, эти записи, позволяют нам сейчас понять, как же работал мастер. Какой исследовательский дух в нем жил.
Есть еще короткая история, которая не относится к анализу биографии, но очень точно передает характер художника. В видео, о котором шла речь ранее, есть один интересный
автопортрет, написанный для лечащего врача. Дюрер изобразил себя обнаженным по пояс и отметил место на теле, где у него серьезные боли. На основании рисунка и описания врач понял, что у художника воспаление. Но вот история его заболевания показывает нашего героя как очень любопытного человека. Это событие произошло, когда Дюрер был уже пожилым. На берег близ города Нерензее выбросился кит. И художник, конечно же, решил срочно ехать туда, чтобы посмотреть на это зрелище. Пока он добирался до места, холод и ветер пошатнули его здоровье, и он, в результате, заболел. Вот такая любопытная история.
Надеюсь, вы узнали в этом блоке что-то новое и смогли представить себе этого необыкновенного человека. А теперь давайте углубимся в творчество и разберем, что же относится к «методу Дюрера».