Как да Винчи стал самым загадочным художником в истории
Леонардо да Винчи является, пожалуй, самым известным художником всех времен. Не менее популярны и написанные им произведения искусства: «Мона Лиза», «Дама с горностаем», «Тайная вечеря». Эти и другие картины стали важной частью массовой культуры, они всемирно известны. Как и сама личность художника, которая со временем все больше обсуждается в мистическом ключе. О его биографии написано много книг и снято огромное количество фильмов, часто они называются: «Загадки да Винчи», «Что скрывал знаменитый художник?», «Тайны и секреты великого мастера» и так далее. Такие ролики набирают очень много просмотров. И интерес людей к этой теме понятен. Ведь история жизни этого человека не похожа на биографии других художников.
Обратимся к некоторым фактам из его биографии. Леонардо да Винчи – итальянский художник и учёный, изобретатель, писатель, музыкант. Но для нас, любителей искусства, он, прежде всего, талантливый живописец, мастер искусства Высокого Возрождения.
Родился он 15 апреля 1452 года в селении близ небольшого города Винчи. Его отец был нотариусом, а мать крестьянкой. Ребенок был рожден не в браке, но в Италии того времени к незаконнорождённым детям относились почти как к законным наследникам. Поэтому будущий художник воспитывался в семье отца. Есть множество историй о том, как еще в детстве художник проявлял недюжинные способности, но мы не будем на них останавливаться. Скажем лишь, что творческий путь художника начался, когда Леонардо да Винчи поступил в мастерскую Верроккьо подмастерьем, в возрасте 14 лет. Там юный Леонардо обучился гуманитарным наукам, а также приобрел некоторые технические навыки. Он изучил черчение, химию, металлургию, работу с металлом, гипсом и кожей. Помимо этого, юный подмастерье занимался рисованием, скульптурой и моделированием. И такое всестороннее развитие, столь привычное мастерам живописи прошлого, для нас сейчас кажется удивительным. А еще удивительнее то, что да Винчи не бросил изучение наук.
Давайте как раз на достижениях в науках да Винчи немного остановимся. Ведь во многом благодаря этим открытиям его метод живописания так отличается от других. Но в каком виде они до нас дошли?
Основную информацию об открытиях художника можно получить из его заметок и дневников. Правда есть тут небольшая трудность с тем, что многие из них до сих пор не расшифрованы. Но зато из опубликованных записей понятно, что да Винчи всегда подкреплял свои идеи примерами из практики. Это проявлялось в том, что свои заметки он сопровождал рисунками, чертежами, описаниями. Но, конечно же, практика была невозможна без теории: «Те, которые отдаются практике без знания, похожи на моряка, отправляющегося в дорогу без руля и компаса… практика всегда должна быть основана на хорошем знании теории».
Именно из его дневников известно, чем художник интересовался. И давайте перечислим его открытия. Первое. Идея создания летательного аппарата. Появилась она после многих часов наблюдений и рисунков летучих мышей и птиц разных пород. Второе. В качестве главного инженера герцога, да Винчи занимался вопросами гидравлики – теория шлюзов и канализации возникла на материале наблюдений за течениями рек. Также в оптике Леонардо предложил первую схему зрительной трубы (телескопа) с двумя линзами. В анатомии Леонардо Да Винчи сделал тысячи заметок и рисунков, точно передающих строение скелета и внутренних органов человека и животных. И еще многое, многое другое. Есть даже статья про то, как да Винчи планировал спасать город от эпидемии.
Наверное, вы заметили, что источником всех его открытий является наблюдение за природой. Ведь все идеи, о которых мы сейчас поговорили, так или иначе связаны с ее явлениями. Такая особенность является очень значимой для понимания того, каким человеком был Леонардо да Винчи: внимательным, рефлексирующим, живущим в согласии с природой. А из тех фактов, о которых мы уже поговорили, ясно, что еще и очень разносторонним. А теперь давайте вспомним название этого блока: «Как да Винчи стал самым загадочным художником в истории». Мне кажется, что вся загадка связана с тем, что у людей нет объяснений того, как да Винчи успевал всем этим заниматься. Я полагаю, что тут может быть два варианта ответа. Либо он делал все некачественно. Что, конечно же, далеко от правды. Мы видим, насколько точен он в своих работах, будь то хоть живопись, хоть система канализации. И насколько он опередил свое время – его идеями пользовались уже последующие поколения. А значит, здесь подходит другое объяснение. И оно таково. Наука и искусство в представлениях да Винчи взаимосвязаны, и эта связь основана на тщательном изучении явлений природы. Сейчас мы все чаще видим, как этот подход используется в современном искусстве. Как искусство опирается на научные идеи, а наука использует творческий подход. Ссылки на примеры таких работ мы также оставим в подборке.
«Метод да Винчи»: три приема гения Возрождения
В этом блоке мы предлагаем кратко охарактеризовать специфику творческого подхода да Винчи. Черты, которые мы выделим, позволят вам отличать да Винчи от других художников.
Первый прием. Анатомическая точность.
Все созданные портреты выполнены с потрясающей анатомической точностью. Мы уже узнали, что Да Винчи всю жизнь интересовался анатомией и делал множество зарисовок. Примером является картина «Мона Лиза», в которой да Винчи создает тот самый эффект «грустно-веселой улыбки» за счет тщательной прорисовки мышц героини. Но об этом мы поговорим в четвертом блоке этой лекции.
Второй прием называется сфумато.
Суть этого приема в том, что художник смягчает изображение, создавая эффект «дымчатости» за счет нанесения очень тонких слоев краски. Исследователи утверждают, что художник использовал разные оптические приспособления для создания этого эффекта. Самое яркое изображение этого эффекта на волосах той же «Моны Лизы». За счет чего голова героини словно светится.
Конечно же, такая проработка требовала большого количества времени. Художник наносил множество слоев и каждый раз ждал, пока масло просохнет. Джорджо Вазари утверждал, что на портрет Моны Лизы Леонардо потратил 4 года, всё же оставив его неоконченным.
И последний, третий прием – это тот самый принцип «золотого сечения».
Его можно охарактеризовать следующим образом: «золотое сечение» — это отношение пропорций (например, длины и ширины прямоугольника), которое мы зрительно воспринимаем как красивое. Пропорция «золотого сечения» математически выглядит так – 1:1,618. Вы можете попробовать сами построить раковину, которая визуализирует эту пропорцию, это не так трудно.
И сейчас вы видите эту раковину, прочерченную поверх Моны Лизы. Это является доказательством того, насколько тщательно художник вымерял и математически высчитывал соотношение всех частей при создании картины.
В следующем блоке мы, наконец, заглянем в текст Леонардо да Винчи и познакомимся с его суждениями об искусстве.
«Трактат о живописи»: взгляды да Винчи на искусство
В этом блоке мы обратились к заметкам художника. Мы взяли «Трактат о живописи» (ссылку на книгу мы оставили в подборке), прочли его и выделили избранные цитаты. Вы можете с ними познакомиться, если откроете конспект лекции. А пока давайте в общих чертах познакомимся с текстом.
«Трактат о живописи» (1452–1519) составлен на основе многочисленных заметок Леонардо, относящихся к живописи, которые были собраны уже после смерти автора его другом и учеником Франческо Мельци. В работе художник описал свои мысли по поводу живописи, композиции, цвета, написания конкретных сцен и сюжетов. Этот текст является источником знаний о «методе да Винчи» для многих учеников и последователей его живописи.
1. Настроение текста
«Трактат о живописи» очень поэтический, в нем присутствуют подробные описания, изложенные в возвышенной манере. Например: «[живопись] изгнана из числа свободных искусств, ибо она – подлинная дочь природы и осуществляется наиболее достойным чувством». Конечно, тут играет большую роль перевод текста. Но, тем не менее, по этой цитате понятно, как автор словно создает из такого абстрактного понятия, как «искусство», очень живописный образ «подлинной дочери природы». Для этого он использует богатую лексику. В манере художника, можно сказать, что лексика здесь «словно художественный материал для создания образов». Таким настроением пропитан весь трактат.
2. Тема текста
Основная тема текста – это передача практического опыта живописания. Леонардо, опираясь на свой собственный опыт, делится размышлениями о роли художника, принципах живописи (например, о значении цвета и композиции) и об основных сюжетах (написание портретов, жанрово-бытовых сцен, пейзажей). С главными цитатами мастера можно познакомиться, обратившись к конспекту.
3. Смысл заглавия
Далее давайте рассмотрим смысл заглавия. Ведь не зря в названии выделено, что текст является трактатом. Что такое трактат? Это научное сочинение, которое представляет собой обсуждение научного вопроса, написанное в форме рассуждения. В данном случае автор рассуждает о своей концепции понимания живописи.
4. План текста и краткое изложение. Соотношение начала и конца
Итак, наконец, план текста. Каждая заметка имеет свое название, которое точно раскрывает ее суть: «О композиции», «О пейзаже» и далее.
Схема изложения такова. Довольно последовательно автор описывает живопись и чувства, которые она вызывает у зрителя, далее он говорит о том, как живопись превосходит скульптуру, музыку и поэзию. Следом упоминает недостатки мастеров Возрождения и размышляет о том, каким должен быть настоящий живописец. В правилах к начинающему художнику раскрывает истинное значение перспективы, света, тени и красок и делится советами о том, как изображать лицо, фигуру и одежды. Затем он переходит к масштабным сюжетам (поскольку основные принципы уже пройдены) и объясняет, как создавать композицию группового портрета, как изображать пейзаж. Завершают трактат поэтические зарисовки природных явлений, которые могут быть использованы в качестве сюжетов для полотен.
Так мы видим, что содержание текста выстраивается достаточно последовательно. Если представить, что мы создаем программу для начинающих живописцев о том, что же такое живопись, мы и сейчас вполне могли бы воспользоваться такой схемой. Давайте кратко ее повторим: следуя от самого понятия, художник разъясняет качества, присущие субъекту действия (художнику), и кратко объясняет основные принципы обучения работе живописца – на что следовало бы обращать внимание, а чего избегать.
5. Приемы
Мы выделили 2 приема, которые любит использовать автор.
Во-первых, это усиление мысли. В предыдущем пункте мы уже увидели, как, например, от разговора о том, каким должен быть живописец, да Винчи переходит к тому, как художник должен работать с цветом, светом, тенями и так далее. То есть автор размышляет о предмете, постепенно раскрывая его свойства и объясняя его значение.
Во-вторых, это обращение к конкретным героям. Например, к писателям, которых автор немного осуждает: «… о писатели, вы не правы, что оставили ее (живопись) вне числа этих свободных искусств, ибо она занимается не только творениями природы, но и бесконечно многим, чего природа никогда не создавала». Но основным главным героем, конечно же, является начинающий живописец. Опытный мастер обучает его принципам творчества, а также зачастую дает свою оценку того, как не стоит делать: «Жалок тот мастер, произведение которого опережает его суждение; тот мастер продвигается к совершенству искусства, произведения которого превзойдены суждением». Надеемся, вы помните, что в первом блоке, когда мы говорили о художнике, тезис о том, что практика всегда подкрепляется теорией, уже звучал.
6. Образ автора
Автор выступает в трактате в роли учителя-философа. Рассуждая об искусстве, он опирается, конечно же, на личный опыт и собственные наблюдения. По мнению да Винчи, только опыт является единственным критерием истины. Для философии Средневековья и Возрождения эта логика пока не свойственна (но будет основной для философии Нового Времени) – мыслители того периода часто опирались в своих размышлениях на абстрактные логические формулы и дедукцию. Помимо этого, трактат не лишен дидактики и наставлений.
В избранной цитате, которую мы обозначили как «Основной принцип», можно проследить, как художник стремится к подлинности в своих полотнах, как важна для него уместность и правдивость.
Итак, общие представления о трактате мы получили. С образом художника мы познакомились. Давайте рассмотрим анализ картины, где мы увидим воплощение идей художника, о которых мы сейчас поговорили.
«Мона Лиза»: воздух в картине
В этом блоке давайте рассмотрим основные мысли из «Трактата», с которым мы уже успели познакомиться, на примере анализа знаменитого шедевра Леонардо – картины "Мона Лиза", начатой в 1503–1505 годах. Картина является шедевром эпохи "высокого" Возрождения в Италии.
Что мы видим?
На переднем плане картины представлена сидящая женщина в положении вполоборота. Она находится в кресле, а руки ее сложены вместе, при этом одна рука опирается на подлокотник кресла, а другая находится поверх первой. Женщина изображена лицом к зрителю. Лежащие волосы разделены пробором и представлены зрителю в виде гладких и плоских, отчетливо видимых сквозь лежащую на них прозрачную вуаль. Платье на даме темно-зеленого или коричневого цвета с тонкими сборками и рукавами желтого цвета в складках.
Далее по обеим сторонам от героини мы видим фрагменты колонн, расположенных на краях парапета. А за ним находится природный пейзаж, который можно разделить на две зоны. «Средняя зона» – ближняя к героине – состоит из горных цепей и долин, пробитых дорогой, а также рекой с переброшенным через нее мостом. «Дальняя зона» представляет собой Горний мир, растворенный в дымке. Все три зоны на дальнем плане также разделены горизонтальными линиями.
Цвет и композиция: как автор создает гармонию
Теперь давайте рассмотрим совокупность основных направлений картины, которые можно назвать «композиционной схемой». Эта схема выделяется для того, чтобы понять, какие элементы произведения являются более или менее существенными.
И основная композиционная схема этого произведения – «пересекающиеся линии», которые мы видим на фигуре. Это линии абриса глаз, носа, губ и подбородка, женского плеча; линии выреза платья дамы и рисунок ее шарфа, наброшенного на плечо; линии перекрещивающихся рук дамы.
Эта схема объединяет и показывает героиню целостной и создает пространство глубины. Пересекающиеся разнонаправленные линии создают уравновешенное, гармоничное пространство. В цветовом решении картины эта уравновешенность поддерживается.
Произведение объединяет в себе использование, с одной стороны, контурной графичности, рельефности, а с другой стороны – расплывчатой размытости очертаний. Мы видим и четкие линии, и складки, и разделенные планы. И при этом расплывчатые очертания тела героини, тканей одежды, которые достигаются уже известным нам приемом сфумато. Не забывает художник и про тени. В "Трактате о живописи" художник писал о светотени следующее: «Не всегда хорошо то, что красиво. И это я говорю для тех живописцев, которые так влюблены в красоту красок, что не без большого сожаления придают им самые слабые и почти неощутимые тени, недооценивая их рельефности. В этой ошибке они подобны тем, кто красивыми словами ничего не говорит». Эту ошибку не совершает автор, и мы видим четкие светотени. Например, у лица и шеи героини, где это отчетливо видно.
Также стоит отметить умеренное освещение. Вот как автор описывал его преимущества в трактате: «То тело, которое находится в умеренном освещении, покажет небольшую разницу между светами и тенями; и это бывает, когда вечереет или когда облачно. Такие работы нежны, и любого рода лицо получает привлекательность. Таким образом, во всех вещах крайности вредны, чрезмерный свет создает грубость, а чрезмерная темнота не позволяет видеть; середина хороша».
Итак, подытожим наши наблюдения. Композиция и цветовое оформление создает уравновешенное, гармоничное пространство. Умеренное освещение и использование светотени создают эффект естественности и легкости. Теперь вернемся к главному вопросу лекции: «Как да Винчи создавал воздух в картине «Мона Лиза»?» Ответ художник пишет в «Трактате»: «…делай так, чтобы между падением тени руки на грудь и собственной тенью руки оставалось немного света, который казался бы проходящим через пространство между грудью и рукой, и чем больше тебе хочется, чтобы рука казалась более далекой от груди, тем большим делай и этот свет. И старайся всегда, чтобы тебе удалось расположить тела на фоне так, чтобы темная часть тела граничила со светлым фоном, а освещенная часть тела граничила с темным фоном». Если кратко, то «эффект воздуха» создается в результате гармоничного соотношения света и тени. Этот прием также позволяет создавать эффект объема.
Главная загадка Моны Лизы
Уравновешенность и гармонию можно наблюдать и в самом изображении героини. С одной стороны героиня открыта зрителю – ее грудь, кисти рук, лоб, взгляд, очень располагают, а с другой стороны закрыта – волосы, прикрытые вуалью, шарф, кисть правой руки героини, косынка. Картина манифестирует загадочный образ женщины, которой присущи "открытость при закрытости" и "закрытость при открытости". О том, как изображать такую естественную и цельную красоту, вы можете прочесть в избранных цитатах. А здесь мы оставим заметку автора о том, как жесты персонажей характеризуют их характер: «Делай фигуры с такими жестами, которые достаточно показывали бы то, что творится в душе фигуры, иначе твое искусство не будет достойно похвалы. Фигура недостойна похвалы, если она, насколько это только возможно, не выражает жестами страстей своей души». И в этом смысле жесты героини отображают ее внутреннее спокойствие и ясность.
В заключение давайте вернемся к одной из главных цитат «Трактата»: «Она [живопись] занимается не только творениями природы, но и бесконечно многим, чего природа никогда не создавала». «Мона Лиза» на всех этапах нашего анализа визуализирует идею гармонии, через сочетание противоположных качеств. И конечно, суть этого произведения вторит идеям природы, всегда совершенным. Закончим нашу лекцию цитатой да Винчи о живописце: «И действительно, все, что существует во вселенной как сущность, как явление или как воображаемое, он имеет сначала в душе, а затем в руках, которые настолько превосходны, что в одно и то же время создают такую же пропорциональную гармонию в одном-единственном взгляде, какую образуют предметы». Спасибо за внимание! Ждем вас для обсуждения этой лекции в нашем чате вTelegram.
Избранные цитаты
Основной принцип: «Соблюдай соразмерность, то есть приличие жеста, одежды, места и соответствие достоинству или незначительности тех предметов, которые ты хочешь изобразить, а именно: царь должен быть с бородою, с важностью в лице и в одежде, помещение должно быть украшено, окружающие должны стоять с почтением и восхищением, одежды должны быть достойными и соответствующими важности царского двора. А незначительные – без украшений, незаметны и ничтожны. Окружающие должны быть такими же, с жестами подлыми и самонадеянными, и все члены их тела должны соответствовать такой композиции. И жесты старика не должны быть похожи на жесты юноши, женщины – на жесты мужчины, жесты взрослого человека – на жесты ребенка».
Про живопись: «Она изгнана из числа свободных искусств, ибо она – подлинная дочь природы и осуществляется наиболее достойным чувством».
Про живописца: «И действительно, все, что существует во вселенной как сущность, как явление или как воображаемое, он имеет сначала в душе, а затем в руках, которые настолько превосходны, что в одно и то же время создают такую же пропорциональную гармонию в одном-единственном взгляде, какую образуют предметы»; «Живописец спорит и соревнуется с природой»; «Живописец, бессмысленно срисовывающий, руководствуясь практикой и суждением глаза, подобен зеркалу, которое подражает в себе всем противопоставленным ему предметам, не обладая знанием их».
Про инструменты живописца: «У живописца десять различных рассуждений, посредством которых он доводит до конца свое произведение, именно: свет, мрак, цвет, тело, фигура, место, удаленность, близость, движение и покой. Живопись распространяется на все десять обязанностей глаза, а именно: на мрак, свет, тело, цвет, фигуру, место, удаленность, близость, движение и покой. Из этих обязанностей должно быть соткано это мое маленькое произведение, напоминая живописцу, по какому правилу и способу должен он подражать в своем искусстве всем этим вещам, произведению природы и украшению мира».
Про цвета: «Белое примем мы за свет, без которого нельзя видеть ни одного цвета: желтое – за землю, зеленое – за воду, синее – за воздух, красное – за огонь, черное – за мрак, который находится над элементом огня, так как там нет ни материи, ни плотности, где лучи солнца могли бы задерживаться и в соответствии с этим освещать».
Про портреты: «Я говорю, что прежде всего нужно выучить члены тела и их работу и, покончив с этими сведениями, нужно проследить жесты в зависимости от тех состояний, которые случаются с человеком, и, в-третьих, компоновать исторические сюжеты, обучение которым должно происходить на природных жестах, производимых в зависимости от [данного] случая посредством соответствующих состояний; и [следует] наблюдать их на улицах, площадях и полях и отмечать их краткими записями очертаний: то есть так, что для головы делается О, для руки – прямая и согнутая линия и так же делается для ног и туловища; и потом, вернувшись домой, следует делать такие воспоминания в совершенной форме».
О красивом лице: «Разве ты не видишь, что среди [всех] человеческих красот красивейшее лицо останавливает проходящих, а не богатые уборы? И это я говорю тебе, который украшает свои фигуры золотом или другими богатыми узорами. Не видишь ли ты, что сияющие красоты юности уменьшаются в своем совершенстве от чрезмерных и слишком изысканных украшений, не видал ли ты, как горские женщины, закутанные в безыскусные и бедные одежды, приобретают большую красоту, чем те, которые украшены? Не следует носить вычурных головных уборов и причесок, ибо для пустых голов [достаточно, если] один-единственный волос положен на одну сторону больше, чем на другую, [чтобы уже] носитель его ждал для себя от этого великого позора, думая, что окружающие оставляют все свои первоначальные мысли и только и говорят об этом, и только это и порицают; у подобных людей в советниках всегда зеркало и гребень, и ветер, губитель роскошных причесок, их главный враг. Делай поэтому у своих голов волосы так, чтобы они шутливо играли с воображаемым ветром вокруг юных лиц и изящно украшали их различными завитками. Не делай так, как те, которые напомаживают их клеем и заставляют лица казаться как бы покрытыми глазурью, – возрастающие человеческие безумства, которым недостаточно, что корабельщики привозят с Востока гуммиарабик для защиты от ветра, чтобы он не растрепал выровненной прически, так что они добиваются еще большего».
Ссылки на дополнительные материалы
Чат курса в Telegram:
https://t.me/howtoreadart

Используемые источники:

Жуковский В.И. Искусство Возрождения: учебное пособие / В.И. Жуковский; Краснояр. гос. ун-т. – Красноярск, 2006. – 299 с.
Леонардо да Винчи: картины, биография художника, изобретения, смотреть фото работ | Артхив (artchive.ru)
Книги из библиотеки музея:
Баткин Л.М. Леонардо да Винчи и особенности ренессансного творческого мышления. - М.: Искусство, 1990. - 415 с.
Леонардо да Винчи / авт.-сост. Л.А. Чернышева. - Минск : Харвест, 2009. - 128 с. : ил. - (Гений мировой живописи)
Книги о Леонардо для дополнительного чтения:
1. Джорджо Вазари «Жизнеописание Леонардо да Винчи»
2. Алексей Гастев «Леонардо да Винчи»
3. Роберт Уоллэйс «Мир Леонардо»
4. Матвей Гуковский «Леонардо да Винчи. Творческая биография»
5. Валериан Маркаров «Гении тоже люди… Леонардо да Винчи»
6. Уолтер Айзексон «Леонардо да Винчи»
Образ Леонардо в кинематографе:
1. «Жизнь Леонардо да Винчи» — телевизионный мини-сериал 1971 года.
2. «Демоны Да Винчи» — американский телесериал 2013 года.
3. «Леонардо. История гения» / Leonardo da Vinci - Il genio a Milano / Leonardo da Vinci. The Genius in Milan — документально-игровой фильм 2016 года, реж. Лука Лучини и Нико Маласпина; в роли Леонардо Да Винчи — Сандро Ломбарди.

Про современное искусство: Введение в Science-art — Изучаем Digital Humanities (dhumanities.ru)
Верроккьо – скульптор и живописец эпохи Возрождения, представитель Флорентийской школы. Еще одним знаменитым учеником Верроккьо является Сандро Боттичелли

(Крещение Христа. Ок. 1475, Галерея Уффици, Флоренция).
Джорджо Вазари (1511—1574) - итальянский живописец, архитектор и писатель. Автор биографий итальянских художников, который написал о Леонардо в 1550 году, 31 год спустя после его смерти.