Как формируется система произведений изобразительного искусства: «Все наше поведение зависит от тех или других влияний, тех обстоятельств, которые окружают нас и вечно нарушают нашу человеческую сущность покоя, статику. Они и есть те прибавочные элементы, видоизменяющие установившийся порядок связи сознания и подсознания и всех профессиональных рефлексов движения, изменяющие технику и отношения к явлениям, в силу чего происходят изменения в жизни и восприятии явлений.»
«Устанавливаются, следовательно, определенные нормы, по отношению к которым и измеряют все поведение, а что выходит за пределы установленных норм отношений – устраняется как «элемент жизни», разрушающий норму. Этот устраняемый элемент является «прибавочным элементом», который может развиться и создать новые формы, победив или изменив предыдущую норму, создав собой новое обстоятельство.»
«Каждый живописец стремится прибавочный элемент соотнести в гармоническую норму – порядок, поэтому симметрия играет огромную роль в этом порядке и является признаком и учетом равновесия, производимого подсознательным центром.»
«Все нормы установленных систем суть порядок предыдущих взаимоотношений воздействий друг на друга прибавочных элементов, образовавших собою новый прибавочный воздействующий элемент, норма которого может нарушить другую норму. Признаки нарушения будут иметь разный вид формы и окраски и развиваться по стадиям деформации и реконструкции, достигая системы, т.е. образования новой нормы.»
Что есть норма: «В живописи нормальное – в Рембрандте (это убеждение общества). Рембрандт и будет той точкой, которой общество соотносит, измеряет живописные нормы и обнаруживает нормальное и не нормальное. Не нормальное – в кубизме (это убеждение общества), ибо в кубизме существует новый прибавочный элемент, т.е. новое взаимоотношение прямой к кривой (см. формулу серповидную).»
«Новое искусство большинством ученого и неученого общества и критики признано болезненным, а со стороны новых искусств, обратно, – большинство это признано не нормальным.»
Прибавочный элемент: «Под знаком прибавочного элемента кроется целая культура действия, которую можно определить типичным или характерным состоянием прямых или кривых. От введения прибавочного элемента (новых норм) кривой волокнисто - образной Сезанна поведение живописца будет другое, чем от серповидной кубизма или прямой супрематизма.»
«Живопись разделяется на множество течений и изменений живописной культуры, каждое со своим прибавочным элементом, т. е. с особым конструированием прямой и кривой, с особым строем и значением. В ней вырабатываются культуры соединений как прямых и кривых, так и цветовых отношении. Таким образом, холст для исследования в одной своей части есть такое место или поле зрения, на котором видны в увеличенном виде известное строение прямых и кривых, структура и фактура живописного тела.»
Как движется система: «Отсюда выработанное орудие, или художественное произведение, – продукт первой категории, поступившее в производство массового умножения; само же по себе оно представляет не что иное, как результат воздействий сложных обстоятельств, оформленных высшей категорией лиц с динамическими ассоциативными сменами признаков явлений. Выработанное орудие есть оформленный конфликт между двумя – воздействующими и отражающими. Конфликтные вещи переходят в дубликатное искусство и становятся достоянием масс как документы, свидетельства улаженных конфликтов и служат средством преодоления дальнейшего шага в объемности одного и того же воздействующего бытия природы. Таким образом индивид первой категории преодолевает воздействия стихии и оказывается впереди преодоленного обстоятельства, устанавливает вещь-вывод, оставляя его для массового потребления, как систему передвижения вообще. Таким образом масса передвигается во времени вперед (двуколка, коляска, вагон, аэроплан; камень, дубина, нож, стрела, лук, ружье, пуля, пушка, газ) – сдвиги прибавочного элемента в области техники.»
Про художника: «Отсюда художник не может написать произведение, ибо оно есть синтез, полученный от изменения его с природою отношений, таковой синтез постоянный. Живописец, изменивший природу, не только проявляет, но и сам выявляется, его произведения – не отражения, но только новый, небывалый вид, равноценный и единственный в природе, в музыке, в поэзии, в архитектуре. Поэтому отображать жизнь или явления остается только для тех, чей аппарат не способен создавать новый вид, но может быть порабощенным явлением, которое, как в зеркале, отразит себя вне всяких изменений.»
Про цвет (сравнение с Кандинским): «Цветовое явление влияет на нервную систему живописца, которая реагирует приятием и отказом того или иного цвета, и как раз в том месте, где должны быть связаны цвета "по закону науки о дополнительных цветах", происходит выпадение дополнительного цвета, и дополнением становится другой цвет, который в свою очередь не может стать законом для других форм живописных.»
Про произведение искусства: «Живописное произведение есть результат отношений между субъектом и объектом, которое при удачном соотношении вступает в форму произведения импрессионистического, дивизионистического, сезаннизма, кубизма и т. д., и благодаря этому наступает конфликтное разрешение, образующее новое направление искусства.»
«Все художественные произведения исходят из действия подсознательного центра, то можно утверждать, что центр подсознания учитывает вернее центра сознания.»
«Оценить произведение нельзя, ибо оно вне времени. Конечно, с внешней стороны общество оценивает произведение измерением установившейся гармонии, созвучием; таковые произведения зачисляют в категорию искусства. Таковые произведения не раздражают установившуюся в обществе норму со своими соотношениями, строем линий, цвета-тона, живописи. Но, в сущности, и те произведения, которые раздражают общество своим строем, оправдывают себя в будущем и доказывают признанием нового общества, что они всегда были произведениями. Общество еще оценивает чисто внешне произведение, по сюжетам, переданному предмету. Такая предметная оценка ничего общего не имеет с произведением живописным, ибо живописное произведение всегда беспредметно и не имеет в виду тождества с предметом. Таковые произведения могут быть чистыми формами живописи как таковой, не обращенные в сюжет, анекдот и производственно-технические вещи. Это – беспредметное явление даже в том случае, когда в произведении есть видимость предмета. Раздражение общества беспредметными живописными произведениями происходит оттого, что оно всегда видело в произведениях живописную гармонию размазанной по форме человека или предмета.»
Основной принцип: «Живописное искусство, как и другие течения не отображают природу, а только изменяют ее видовую сторону, выключают, как уже я сказал, конфликт между собой и природой. Выражения идут по двум направлениям: научному — и оформляют ее научно и эстетическому — оформляют ее художественно.»
Различия в периодах искусства: «По известному состоянию прямых и кривых мы определяем принадлежность их к известной культуре прибавочного элемента. Так, например, можно собрать типичные элементы импрессионизма, экспрессионизма, сезаннизма, кубизма, конструктивизма, футуризма, супрематизма (конструктивизм – момент формирования системы) и составить из этого несколько картограмм, найти в них целую систему развития прямых и кривых, найти законы строений линейных и цветных, определить влияние на их развитие общественной жизни современной и прошлой эпохи определить их чистую культуру, установить фактурные, структурные и проч. отличия.»
О связи между кубистами и людьми с расстройством психики: «При появлении футуризма и кубизма многими врачами психиатрами говорилось, что футуристы и кубисты страдают болезненным расстройством способности цело<стного> восприятия явления, в силу чего происходит распадение целого вида, причем приводятся в аналогию кубистические рисунки и рисунки больных, на которых предмет был изображен разорванным на части и каждая часть была нарисована отдельно. Они не соответствовали норме установившихся живописных проявлений, реализовавшей целиком, фотографически, предметы, сохранявшей предмет в целом. Рассуждения и примеры ученых-психиатров все же приводили меня в недоумение тем, что они хотели разрешить этот вопрос по имеющимся у них документам заболевших людей, игнорируя документами и основами кубизма, в котором мы видим вполне здоровую сторону организующегося живописного строения.»
О живописных течениях: «В наше время живописных течений множество, каждое такое течение воздействует на известную часть общества особенностью строения, т.е. новою прибавкою к той же живописной логике прошлого. Более расположенными к воздействию из этого общества являются живописцы с более развитой чувствительной к восприятию нервной системой. Организм их более благоприятен для развития культуры одного из прибавочных живописных элементов, они заражаются воздействием той или иной культуры живописи и делаются способными ее культивировать. Живописные группировки разделяются на две главные группы, одну — окрашенную в цвет, другую — в живопись, т.е. такое окрашивание, в котором нет чисто выраженных цветов, все цвета записываются во взаимном смешении. Такую группу можно назвать "цветобоязливою". Кроме этого есть еще одна группировка — эклектиков, самая тяжелая форма живописного поведения. Такие живописцы способны собирать все множество элементов от нескольких живописных культур и создают невообразимое произведение.»
Про Сезанна: «Сезаннизм тогда оказывал на молодежь неимоверное воздействие, или поражение живописных центров. Это воздействие объяснялось критикою тем, что Сезанн был плохой мастер, плохой рисовальщик и плохой колорист, вообще бездарь, а как будто известно, что на молодежь всегда воздействует только плохое. За ним следовали кубизм, футуризм и супрематизм, последние — уже совсем злостные глупости, которые сдвигали предметность и образы явлений в пользу беспредметности живописного искусства.»
Стадии кубизма и эксперименты на художниках: «Первая стадия кубизма сохраняет главным образом живописные формы и признаки предметов, чем еще облегчает работу живописца, но, будучи сама по себе реконструктивной, сильно утомляет живописное сознание, в силу чего живописец стремится обратно и идет к натуре, так как вся природа по своему рыхлому строю во многих случаях содержит живопись. Живописец не выносит ни реконструкции, ни конструкции. Во второй стадии кубизма живопись исчезает и мир живописцу показывается неживописным, а, чтобы продолжить дальше путь искусства по-за живописным пределом, нужны другие индивиды по своему существу — цветные и с конструктивною особенностью; так, например, кубисты, дошедшие до последнего предела кубизма (4-я стадия), по своему существу не были чистым продуктом живописи. Кроме этого индивиды вынуждены были прибегать к сознательному разрешению дальнейшего пути, лежащего за пределом живописной черты, — к теории и логике.»
«Наблюдение мое велось над двумя живописцами сезанновской культуры, — один из них, несмотря на очень усиленную дозу кубизма, все же держался долго, организм оказывал сильное противостояние кубистическим кривым, которые все время деформировались и принимали разный вид; здесь происходила борьба сознания с подсознательным центром, настроенным в сезанновской гармонии, тогда как сознание было теоретически убеждено в кубизме и устанавливало все время кубистическую серповидную форму, цвет. Сознание выдвинуло целый ряд логических предпосылок, которые принял живописец, несмотря на то, что тяготение у него было к сезанновской культуре. Сознание побеждало подсознательную группировку нервного восприятия, доказывая все преимущества и истину кубизма. Но я уже заранее видел результат успешного развития серповидной, ее предел и падение. И чтобы ускорить кризис, я пустил в ход "супрематическую прямую" и стал воздействовать супрематическими элементами путем теоретической логики, заставляя скорее двигаться сознание в его отношениях, а, следовательно, осложнять работу для подсознательного центра, центра творящего.»
Прибавочный элемент и экономика: «Кубист и футурист целиком сосредоточены на энергии города, завода, отражают его силовой динамический геометризм, тяготеют к металлической культуре, тогда как живописец сезанновской культуры будет иметь стремления загород, ему не чуждо совсем крестьянство, провинция. Но огромное преимущество сезаннист оказывает пригородным, уездным городам и губернским.»
«Если бы дать власть сезаннистам, то металло – динимическии город превратился бы в пригород с рощами, обрывами, прудами, изредка небольшими каменными кирпичными домами особой конструкции и окраски; никакой власти моторов и машин не было бы в этом живописном парке. Государство приняло бы другой строй и другое производство.»
«Необходимо было бы государству рассматривать каждую культуру в области искусства как нечто самостоятельное, по своей организации требующей своей среды (своего климата), потому что каждая группа живописцев обладает своим прибавочным элементом художественного творчества, и для того, чтобы эта творческая камера дала наибольшую деятельность, нужно соблюсти и все для этого условия.»
О новых искусствах: «Новые Искусства могут существовать только в том обществе, в сознании которого существует динамическое производство; футуризм не может быть там, где общество ведет полупастуший образ жизни.»
«Я вижу, что искусство разделяется натри лагеря: искусство провинции — живописное, искусство города — неживописное и искусство прикладное, агитационное, идейное. Само собой разумеется, что и живописцы сами разделяются тоже на три категории и противопоставляют свое познание, свой темперамент, свою силу друг другу. Провинциальная живописная культура атакует металлическую культуру города и обвиняет ее <в том>, что она непонятна массам, тогда как соха понятна всякому крестьянину и малому ребенку, электрический же плуг непонятен целой деревне, это небывалое чудовище.»