Здесь мы видим работу художника Хосэгавы Тохаку, выполненную на двухсторонней ширме. Сосны словно появляются из тумана, возникают из пустоты или в ней же растворяются. И все изображаемое кристаллизуется из этой пустоты, и создается некая иллюзия реальности, то есть нечто появляется на миг и тут же в него исчезает. Очень интересно проанализировать и следующее произведение. В нижней части картины изображена небольшая речка, разливающаяся во что-то похожее на заводь. На берегу растет тростник, бамбук, на заднем плане возвышаются горы, то есть все по канону. Мы видим, что, скорее всего, в этом пространстве присутствует сильная влажность. Посмотрите, какой туман. В центре картины – жалкая фигура человека. Лицо у него усатое, бородатое, одежда поизносилась. Но особо любопытным является тот факт, что в руках он держит бутылочную тыкву-горлянку, скользкую тыкву с узким горлышком. И что же этот человек делает? Он пытается поймать этой тыквой, этим сосудом большого скользкого сома. По сути, это такое абсурдное действие, которое вводит нас в такое состояние ступора – "что здесь вообще происходит?". Но не только эта странная сцена в нижней половине картины делает рисунок уникальным, но также надписи сверху. Возможно, это трудно разглядеть, но здесь мы видим тридцать одно стихотворение. Да, действительно, количество каллиграфии здесь является довольно-таки уникальным, потому что обычно живопись сопровождается одним или двумя стихотворениями или куаном. А здесь мы видим, что практически половину всего изображения занимает именно каллиграфия. Интересно, что это тридцать одно стихотворение принадлежит разным авторам, разным поэтам. Более того, все они являлись священниками высшего уровня дзен-монастырей в Киото 15-го столетия. Наряду со стихотворениями в верхней части картины имеется и предисловие, в котором говорится, что темой этой работы послужила дзенская притча-коан. Ее придумал Асикага Юсимоте – это 4 сегун сегуната Мурамасе, 14-15 век. По его указу, по указу сегуна, священник и художник по совместительству Дзесэцу отобразил этот сюжет на картине, а затем высокопоставленные дзен-священники из Киото попытались ответить на эту загадку в стихотворениях выше. Тем не менее, неужели действительно возможно поймать сома тыквой-горлянкой? Ну, конечно же, нет, не существует такого способа, чтобы поймать склизкого и скользкого сома гладкой тыквой. Возможно, Асикага Юсимоте и не рассчитывал получить правильный ответ, и основной его целью было получить удовольствие от совместного обдумывания ответа на этот сложный вопрос с мудрыми и остроумными священниками. То есть это своеобразная интеллектуальная дзен-игра. Интересно, что Дзесэцу, то есть художник, подчеркнул скользкость темы, изобразив извилистыми линиями сома, бутылочную тыкву, бамбук. Везде в изображении читается s-образная линия, извилистая и скользкая. Также во вступлении к этому произведению говорится, что данная нам Юсимоте тема имеет очень глубокий смысл, что эта тема очень серьезна. Но, конечно же, не обманывайте себя, думая, что это заявлено на полном серьезе. Священники безо всякого сомнения пытались, наверняка, сами не хихикать, когда создавали свои стихи. Когда сегун читал их работу, он наверняка покатывался со смеху. Вот вам яркий пример дзен, действие которого со стороны наблюдателя может, конечно же, вводить в ступор. Это тот самый "хлопок одной ладони". То есть, как можно представить себе хлопок одной ладони.